Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Защита несовершеннолетних

Защита несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности лиц до 18 лет
Защита по делам несовершеннолетних
Особенности защиты по делам несовершеннолетних
Адвокат по делам несовершеннолетних для их защиты
Органы опеки и попечительства
О производстве применении принудительных мер медицинского характера
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Правовые и психологические особенности несовершеннолетних
Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Если ты попал в полицию
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Производство по делам несовершеннолетних
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Права несовершеннолетних детей
Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика
«Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости»
Какими правами наделен ребенок?
Какие права связаны с правом на образование?
Защита прав ребенка в суде
Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовер-шеннолетних
Адвокат по делам о несовершеннолетних

       

                                           Защита несовершеннолетних

Социальная и правовая защита прав несовершеннолетних — это многогранная деятельность, охватывающая экономические, организационные, психологические, педагогические, юридические и другие аспекты. Защита прав несовершеннолетних может осуществляться различными способами и средствами. Право является одним из таких средств. В силу своих основных характеристик (нормативности, общеобязательности, обеспеченности государственным принуждением) оно обладает значительным потенциалом в обеспечении безопасности прав несовершеннолетних.

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. 20 ноября 1989 г. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Российская Федерация на законодательном уровне предпринимала усилия по приведению законодательства в соответствие с международными стандартами по защите прав и свобод ребенка. Однако следует признать, что отсутствие должного внимания со стороны государства к проблемам детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека  и Конвенции о правах ребенка, в том числе касающихся права несовершеннолетних на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27), ответственности родителей за воспитание детей (ст. 8), принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст. 3) и др.

Бедственное положение несовершеннолетних в России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную социально-правовую защиту.

Социальная и правовая защита прав несовершеннолетних — это многогранная деятельность, охватывающая экономические, организационные, психологические, педагогические, юридические и другие аспекты. Защита прав несовершеннолетних может осуществляться различными способами и средствами. Право является одним из таких средств. В силу своих основных характеристик (нормативности, общеобязательности, обеспеченности государственным принуждением) оно обладает значительным потенциалом в обеспечении безопасности прав несовершеннолетних.

Понятие правовой защиты в первом приближении можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами.

Нормы права являются главным, определяющим элементом механизма правовой защиты прав несовершеннолетних. В этом механизме они выполняют разнообразные функции. С их помощью устанавливается сам правовой статус несовершеннолетних, как совокупность их законных прав и обязанностей. Это позволяет нормативно определить объект юридической защиты. Нормами права определяется и суверенизация прав несовершеннолетних, т.е. установление гарантий их соблюдения другими субъектами права.

В отраслевом регулировании нормам права соответствуют определенные типы правоотношений. Правоотношения являются одним из элементов механизма правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Правоотношения являются главным средством, с помощью которого осуществляется действие права, именно правоотношение связывает норму права и регулируемое общественное отношение. Исходя из этого, правоотношения определяются как «юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов» . В механизме правовой защиты прав несовершеннолетних правоотношения приобретают преимущественно охранительный характер. Права детей представляют и защищают, как правило, законные представители (родители, лица, их заменяющие, опекуны, попечители и др.). Они же вступают в различные правоотношения по поводу защиты детей, их прав, законных интересов, т.е. являются субъектами этих правоотношений.

Индивидуальные акты (акты применения права) в механизме правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних выполняют различные функции (пресечение нарушений, решение индивидуальных дел, восстановление нарушенного права и др.). Они могут совершаться на всех стадиях правоприменения. В отличие от норм права правоприменительные акты распространяются на конкретные случаи, носят индивидуальный характер. Так, решение суда о взыскании алиментов касается конкретного родителя, не представляющего средств на содержание ребенка.

В правовой литературе индивидуальные акты чаще отождествляются с понятием юридических документов (акты регистрации, юрисдикционные акты и др.). Такая позиция отражает реалии непосредственной защиты прав несовершеннолетнего. Так, прежде чем вынести решение о лишении родительских прав лиц, издевающихся над своим ребенком, необходимо как минимум изолировать его от таких родителей. Поэтому в понятие индивидуальных актов входят:

— акты-действия уполномоченных государственных органов (должностных лиц). В них реализуются принудительные меры. Наиболее акты-действия характерны для работников правоохранительных органов, применяющих меры непосредственного принуждения (физическая сила, применение специальных средств и т. д.);

— акты-документы. Применяются в процессе правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Таким образом, исходя из вышесказанного, под механизмом правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних следует понимать совокупность составляющих его элементов: правовых норм, нормативных актов, правовых отношений, индивидуальных актов, правосознание и правовой культуры.

В настоящее время проблеме совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации на самых различных уровнях уделяется самое пристальное внимание.

Правительственная комиссия отметила, что принимаемые меры не адекватны сложившейся ситуации. Необходимо проведение мониторинга законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, определение приоритетных направлений в этой сфере. Требует скорейшего решения вопрос создания межведомственного банка данных о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, помещенных в детские учреждения всех видов и находящихся в розыске. Необходимы неотложные меры по расширению сети учреждений дополнительного образования и досуговых центров для несовершеннолетних.

Вместе с тем, перечисленные правительственные декларации до сих пор не получили реального развития (ни в форме законодательных инициатив, ни в правоприменительной форме). В связи с этим проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних не теряют своей актуальности и в настоящее время.

И особенно это заметно в области уголовного права, где несовершеннолетние, будучи особым субъектом (в силу своего возраста, физиологических, социально-психологических и иных признаков), должны быть обеспечены максимальным количеством гарантий их прав и законных интересов.

В криминологии несовершеннолетних давно обоснована необходимость разработки и принятия концепции государственной политики противодействия преступности несовершеннолетних. Отсутствие единой политики приводит:

— к отсутствию четкого механизма взаимодействия всех субъектов системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;

— к непоследовательности и противоречивости принятия решений во многих областях экономической, социальной и правовой действительности;

— к затягиванию процесса создания системы ювенальной юстиции;

— к недопустимо медленному распространению в стране института Уполномоченного по правам ребенка, чему способствует отсутствие федерального закона.

Более того, отсутствие единой политики привело к тому, что среди ученых и практиков нет единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни считают, что ювенальная юстиция — элемент системы профилактики. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию. Третьи (если судить по публикациям, то их большинство) вообще не озабочены определением границ ювенальной юстиции. По их мнению, она охватывает все органы и учреждения, включая Уполномоченного по правам ребенка, которые так или иначе связаны с жизнью подростка. Некоторые отождествляют ювенальную юстицию с ювенальным судом, полагая, что ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи: судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних.

Цель профилактики — помочь подросткам справиться с конфликтами. Цель юстиции — разрешать конфликты на основе закона и других норм права. Эти подсистемы тесно взаимосвязаны. Они обречены на взаимодействие. Помимо этого еще одной задачей совершенствования уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации является  создание в РФ ювенального суда и определение места данного органа в уже существующей судебной системе РФ.

В связи с этим необходимо отметить два аспекта. Во-первых, ювенальные суды — безусловно, центральное звено ювенальной уголовной юстиции, но недостаточное. Чтобы оно эффективно работало, необходимо одновременное создание ювенального следствия, ювенальной прокуратуры, ювенальной адвокатуры, а также специальной инфраструктуры. Во-вторых, недостаточно учредить эти институты. Важно подготовить следователей, прокуроров, адвокатов, судей, которые глубоко изучили бы не только все тонкости ювенального права (не ограничиваясь уголовным и уголовно-процессуальным), но и были знакомы с детской психологией, педагогикой и другими областями знаний об особенностях детей  (согласно правилу 6.3 Пекинских правил лица, использующие дискриминационные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями).

Решение вышеприведенных задач совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних невозможно без преодоления ряда проблем, существующих в настоящее время.

— проблемы имплементации международных норм в российское законодательство в области совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних;

— проблемы профилактики преступлений среди несовершеннолетних;

— проблемы институционального контроля в области социально-правовой защиты прав несовершеннолетних.

Наиболее серьезные проблемы совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних относятся к области имплементации международных норм в российское законодательство в области совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних.

Достаточно обратиться к ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

«Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными».

В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» под «общепризнанной нормой следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного». Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

                       УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

                               Помощь адвоката в Москве

                             Уголовная ответственность несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Учитывая возрастную специфику лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, социально-психологические особенности, восприятие ими требований уголовного закона, в УК РФ выделен самостоятельный раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», который объединяет нормы, регламентирующие особые правила применения к несовершеннолетним мер уголовно-правового воздействия. Такое решение принято исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, достигнув определенного уровня развития, осознают фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и способны руководить ими, а следовательно, и отвечать за содеянное. Закрепление в уголовном праве специальных норм об ответственности несовершеннолетних вытекает и из принципов справедливости и гуманизма.

Согласно ст.87 УК РФ «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». Однако, согласно ст.96 УК, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности виновного суд может применить уголовно-правовые нормы, устанавливающие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, и к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В отношении их нельзя применять лишь помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

В Общей части Уголовного кодекса ряд положений либо специально регламентируют уголовную ответственность несовершеннолетних, либо распространяются и на них. Ст.20 УК РФ устанавливает минимальные пределы возраста наступления уголовной ответственности. Согласно ч.4 ст.18 УК РФ, судимость за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, не могут учитываться при признании рецидива преступлений. К несовершеннолетним не применяется пожизненное лишение свободы (ст.57 УК РФ), не назначается наказание в виде смертной казни (ст.59 УК РФ). Несовершеннолетие виновного законом отнесено к обстоятельствам, смягчающим наказание (п.«б» ч.1 ст.61 УК РФ).

Таким образом, решая вопрос об уголовной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, руководствуются как положениями раздела V УК РФ, так и другими нормами Уголовного кодекса.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних проявляются и при ее реализации. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание, либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (ч.2 ст.87 УК РФ).

Перечень наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, существенно ограничен. Согласно ст.88 УК РФ видами наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются:

  • штраф,

  • лишение права заниматься определенной деятельностью,

  • обязательные работы,

  • исправительные работы, арест,

  • лишение свободы на определенный срок.

Несовершеннолетним не могут назначаться: лишение права занимать определенные должности; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по воинской службе; конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (8 из 13 указанных в ст.44 УК РФ видов наказания).

Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель до шести месяцев. Этот вид наказания применяется только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Определяя конкретный размер штрафа, суду необходимо исходить из того, что его исполнение не должно ставить несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение, лишать необходимых для жизни материальных благ.

Содержание лишения права заниматься определенной деятельностью, его сроки и порядок назначения применительно к несовершеннолетнему в законе не установлены. При назначении данного вида наказания необходимо руководствоваться положениями ст.47 УК РФ.

Обязательные работы заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетнего работ и назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. Отбываются они несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время. Ежедневная их продолжительность дифференцирована в зависимости от возраста осужденного и составляет:

  • в возрасте до пятнадцати лет - не более двух часов;

  • в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - не более трех часов.

В отношении лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет действует общее положение, закрепленное в ст.49 УК РФ: обязательные работы отбываются не более четырех часов в день. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания обязательных работ применяется общее правило: они заменяются арестом (ч.3 ст.49 УК РФ). Их замена ограничением свободы невозможна, поскольку этот вид наказания в силу ст.88 УК РФ не применяется к несовершеннолетним.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года. Минимальный срок исправительных работ является одинаковым для всех возрастных категорий преступников и определен в ст.50 УК РФ - два месяца. Одинаковы и пределы удержаний из заработка осужденных - от пяти до двадцати процентов.

Исходя из смысла ст.50 УК РФ, исправительные работы могут применяться к несовершеннолетнему, имеющему постоянную работу. Исходя из этого, лицам в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет исходя по трудовому законодательству (ст.173 КЗоТ РФ), исправительные работы не могут назначаться. Поскольку к несовершеннолетним ограничение свободы не применяется, то и исправительные работы в отношении их не могут заменяться данным видом наказания, как это предусмотрено ст.50 УК РФ. При злостном уклонении от отбывания исправительных работ они могут быть заменены только арестом или лишением свободы.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ).

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может применяться к несовершеннолетним. Оно назначается осужденным на срок не свыше десяти лет. Из этого же срока необходимо исходить и при определении наказания несовершеннолетнему по совокупности преступлений или по совокупности приговоров. Во всех случаях максимальная продолжительность лишения свободы несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Назначенное несовершеннолетнему наказание должно быть в максимальной степени подчинено целям его исправления, предупреждения новых преступлений. Несовершеннолетним лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств дела и данных о личности виновного, суд придет к выводу о невозможности избрания иного наказания. Необходимо в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В этих целях следует выяснить условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на его поведение взрослых лиц, учитывать все иные обстоятельства, влияющие на ответственность виновного. Лишение свободы - наименее желательное наказание в отношении несовершеннолетних.

Согласно УК РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете особенностей личности несовершеннолетнего осужденного. Суд вправе адресовать свои рекомендации любому органу, исполняющему назначенное осужденному наказание из числа предусмотренных ст.88 УК РФ. Эти указания основываются на особенностях личности несовершеннолетнего, например, уровне интеллектуального развития, наличии психических заболеваний (не исключающих вменяемости), состоянии эмоционально-волевой сферы, склонности и способности к определенному виду деятельности, импульсивности, внушаемости и т.д.

Наказание несовершеннолетнему назначается исходя из ст.60 УК РФ. Но наряду с этим закон обязывает учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство подлежит оценке в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.89 УК РФ).

На выбор вида, срока или размера наказания влияют причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Суд должен учитывать источник возникновения у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т. д.); обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла (например, подстрекательство) и создали благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (отсутствие надзора со стороны родителей, недостатки воспитательной работы в школе, недостатки работы органов внутренних дет и т. д.).

Уровень психического развития может проявиться в отставании от нормального для данного возраста развития и характеризоваться запасом знаний и представлений, состоянием эмоционально-волевой сферы и т. д. Для его установления рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу.

Под иными особенностями личности, о которых говорится в ст.60 УК РФ, следует понимать степень проявления возрастных характеристик психики: внушаемость, склонность к подражанию и фантазированию, импульсивность и т.д., то есть все те особенности, которые влияют на выбор методов воспитательного воздействия.

Таким образом, при назначении наказания суд обязан учитывать как обстоятельства, единые для всех лиц, совершивших преступления, независимо от их возраста, так и обстоятельства, обусловленные несовершеннолетием виновного лица.

Для несовершеннолетних осужденных законодатель дифференцировал сроки погашения судимости.

Во-первых, к несовершеннолетним, осужденным условно, осужденным к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, применяются общие правила, закрепленные в ст.86 УК РФ. На них также в полной мере распространяются положения о снятии судимости и об аннулировании правовых последствий, связанных с судимостью.

Во-вторых, закон существенно сократил сроки погашения судимости, которые соответственно равны:

а) одному году после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести;

б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. При этом, при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в следующих случаях:

  • в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

  • в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

  • в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ).

Указанные основания в отношении их не предусматривают каких-либо исключений. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст.94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

  • один год после совершения преступления небольшой тяжести;

  • три года после совершения преступления средней тяжести;

  • пять лет после совершения тяжкого преступления;

  • семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

Несовершеннолетние могут быть освобождены от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных. К ним могут быть применены:

  • условно-досрочное освобождение от наказания (ст.79 УК РФ);

  • замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80 УК РФ);

  • освобождение от наказания в связи с болезнью (ст.81 УК РФ);

  • отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, малолетних детей (ст.82 УК РФ);

  • освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст.83 УК РФ).

Однако, применение некоторых из вышеуказанных норм к несовершеннолетним имеет свою специфику. Например, ст.93 УК РФ предусматривает сокращенные сроки для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Оно может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам или к лишению свободы, после фактического отбытия:

  • не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести;

  • не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

  • не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Сроки давности исполнения обвинительного приговора в отношении несовершеннолетнего сокращены наполовину (ст.94 УК РФ).

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. В ч.1 ст.90 УК РФ говорится: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признанно, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия». Таким образом, освобождение подростка ого уголовной, ответственности закон возможно, если:

  • преступление должно быть совершено впервые;

  • деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

  • исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно, если им совершено преступление небольшой или средней степени тяжести, даже если оно совершено не впервые. При осуждении несовершеннолетнего за совершение преступления средней тяжести его освобождение от наказания возможно и в том случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст.92 УК РФ).

Воспитательные учреждения - это специальные школы и специальные профессионально-технические училища; к лечебно-воспитательным учреждениям относятся школы-интернаты и другие школы, находящиеся в системе органов здравоохранения, предназначенные для несовершеннолетних с некоторыми физическими недостатками и психическими отклонениями, а также перенесших заболевания, которые отразились на их развитии. В указанных учреждениях с несовершеннолетними осуществляется повседневная воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка, проводится необходимое лечение. Срок нахождения в них ограничен, он не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом за преступление, совершенное несовершеннолетним. Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своей ресоциализации в дальнейшем применении данной меры, его пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено досрочно. Продление же срока нахождения в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении возможно только в одном случае - при необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку (ч.3 ст.92 УК РФ).

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч.2 ст.90 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения, достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;

  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

  • возложение обязанности загладить причиненный вред;

  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Содержание данных мер раскрывается в ст.91 УК РФ.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора:

  1. родители (лица, их заменяющие);

  2. специализированные государственные органы.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права. Семейным кодексом РФ установлено, что родителя несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ, она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем ребенка. Эта мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родителя или лица, их заменяющие, еще имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры.

Если указанные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, практикуется передача несовершеннолетнего под надзор специализированному государственному органу. В настоящее время им является комиссия по делам несовершеннолетних при соответствующих органах местного самоуправления.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Вообще говоря, в законе не ставится цели вообще устранения вреда; загладить - означает смягчить, преуменьшить вред, который причинен потерпевшему совершенным преступлением. Закон не определяет его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Содержащееся в ч.3 ст.91 УК РФ указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствуют о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях:

  • подросток достиг пятнадцатилетнего возраста;

  • имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т.д.) либо соответствующее имущество;

  • обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т. д.).

Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет.

Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится добровольно через судебного исполнителя.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Закон содержит примерный перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т.д.

Продолжительность применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, в законе не закреплена; она определяется органом, назначающим эти меры. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК РФ.

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч.4 ст.90 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru