Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 


Защита от Рейдеров

Защита бизнеса от захвата и поглощения
Рейдерский Захват и его анализ
Рейдерство и пути противодействия рейдерским захватам
ЗАЩИТА ОТ РЕЙДЕРСТВА
Защита бизнеса от возможной атаки "налетчиков".
Защита от недружественных поглощений
Рейдерство

                    Рейдерство

Кто и зачем крадет чужие бизнес-секреты? Таким вопросом задаются управленцы и владельцы бизнеса. Как защитить секреты  компании  которые могут стать известны конкурентам или хищным акулам рейдерского бизнеса?


Сбор сведений о предприятии, информационная разведка, как правило является предпосылками рейдерского захвата компании. Особенно, если компания владеет  высоколиквидными активами или имеет «миллиардный» финансовый оборот.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», думаю многим известно выражение Ротшильда.  Многие бы хотели владеть миром и полезной информацией, с последующей реализацией второго утверждения. А что же такое информация? Это некоторые факты или сведения, которые могут быть материальными: документы, диски, кассеты и нематериальными — идеи, мысли, звуковые, электромагнитные волны. Информация может быть общедоступной, так и ограниченного доступа, информация ограниченного доступа в свою очередь подразделяется на информацию конфиденциального характера и государственную тайну. В настоящем исследовании мы не будем касаться вопроса государственной тайны, а поговорим о конфиденциальной информации, которая по моему мнению и может составлять коммерческую тайну. Способов украсть мысли пока нет, а вот украсть документы, подслушать разговоры, перехватывать радиоволны достаточное количество, для того что бы принимать меры безопасности важной коммерческой информации.  Государственная защита конфиденциальных сведений установлена Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (ред. от 23.09.2005)»Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» , данным документом к сведениям конфиденциального характера отнесены, персональные данные, информация составляющая служебную тайну, тайну следствия и судопроизводства, информация составляющая профессиональную тайну (адвокатскую, нотариальную, врачебную тайну, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее), коммерческая тайна, информация о сущности изобретения. полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Коммерческая информация является одной из разновидностей конфиденциальных сведений, охраняемых законом.
Порядок отнесения конфиденциальных сведений к коммерческой тайне установлен Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне» . В соответствии с законом правообладатель информации, физическое или юридическое вправе, определять состав конфиденциальных сведений, относящихся к коммерческой тайне, устанавливать перечень таких сведений, устанавливать режим охраны таких сведений и определять порядок доступа к сведениям составляющим коммерческую тайну.
Кроме того, указанным законом установлен перечень информации которая не может быть отнесена к коммерческой тайне: это сведения содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры, сведения содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов, сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом, сведения о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест, сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам, сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений, сведения об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности, сведения о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, а так же информация обязательность раскрытия которой или недопустимость ограничения доступа к которой установлена иными федеральными законами.
Таким образом, законодатель представляет правообладателю коммерческой тайны, право установить режим охраны, данное право не является обязанностью, и не может признаваться императивом.  Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона.
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: 1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; 2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Кроме того, Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне» устанавливает порядок доступа к информации составляющей коммерческую тайну. Закон обязывает обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставлять им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование о представлении информации должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. А в случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на документах содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Таким образом, к законным способам получения сведений составляющих коммерческую тайну можно отнести, представление информации правообладателем такой информации и получение информации по запросу специально уполномоченных субъектов органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, по специальному запросу.
При анализе рейдерских захватов принято выделять следующие этапы:
-Разведка, первый этап;
-Оценка способности защиты компании-жертвы, второй этап;
-Разработка схемы захвата предприятия, третий этап;
-Осуществление захвата, установление контроля над предприятием и его активами четвертый этап;
Все иные способы получения информации, составляющей коммерческую тайну можно считать незаконными. Однако, понятие незаконные и преступные я полагаю в данной проблематике не тождественны. К преступным следует относить деяния, криминализированные уголовным законом, это деяния, предусмотренные особенной частью Уголовного кодекса РФ, так какие же это составы.
Прежде всего это статья 183 УК РФ, незаконное получение, и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Данный состав является формальным и не требует установления причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями. Объективную сторону преступления характеризует преступное посягательство на охраняемые отношения по защите информации в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, а именно информации составляющей коммерческую тайну. По данной статье могут быть привлечены как лица, осуществляющие незаконным способом сбор сведений, так и лица незаконно разгласившие сведения служебного характера, которые были доверены или стали им известны в ходе работы (ч.2 ст.183 УК РФ).
А какая информация, составляющая коммерческую тайну может интересовать рейдеров, это прежде всего:
— стоимость основных фондов;
— наличие задолженностей дебиторских и перед фискальными органами;
— официальные данные об учредителях и распределенных между ними долях участия;
— состояние защищенности, в том числе внутри объектового режима;
— уязвимые в правовом отношении элементы функционирования, в том числе имевшие место налоговые и экономические правонарушения в процессе хозяйственной деятельности, нарушения трудового законодательства;
— движение денежных средств по счетам;
— способы обналичивания денег;
— ключевые партнеры и контрагенты;
— сведения личного характера об акционерах, руководителях, главном бухгалтере;
С целью получения максимальной информации об объекте захвата рейдеры проводят легальную и криминальную разведку.  При этом легальная разведка основывается на изучении публичных, открытых источников информации, например, раскрываемых ОАО годовых отчетов Общества, бухгалтерских отчетов, проспектов эмиссий, сообщение о проведении общего собрания акционеров и других сведений, которые в соответствии со ст.92 Федерального закона «Об акционерных обществах»  подлежат обязательному раскрытию. Собирается информация о финансовом состоянии предприятия. Если есть дебиторские задолженности они выкупаются у кредиторов, для инициации иска об истребовании задолженности от имени нового кредитора. Одновременно готовиться документальная база для захвата.
 Криминальная разведка ориентирована, во-первых, на сбор закрытой информации, во-вторых, на получение сведений компрометирующего характера. Кроме того, криминальная разведка зачастую осуществляется незаконными средствами (скрытое наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и проч.). Особенно исследуется история создания или приватизации предприятия для обнаружения уязвимых мест относительно приобретения прав собственности на данный бизнес.
При этом, детальной проработке подвергается состояние реальных конфликтов среди акционеров, трудовые споры, с настоящими и бывшими сотрудниками, «тлеющие» конфликты на предприятии, «забытые» конфликты, внешние корпоративные конфликты, в которые вовлечена жертва-предприятие.
Внимательно изучается личная жизнь топ-менеджмента и значимых акционеров-физических лиц.
Для сбора информации на этапе криминальной разведки, нанимается частное охранное предприятие или частный детектив, это лица, обладающие специальной аппаратурой и навыками для негласного сбора информации, как правило это бывшие сотрудники спецслужб, в отставке или уволенные из органов.
В настоящий момент, законодательством установлена административная  ответственность за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности, в виде наложения административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) — от одной тысячи до пяти тысяч рублей в порядке ст.20.24 КоАП РФ.
Так же установлена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений ч.1 ст.138 УК РФ санкция установлена в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. Для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Полагаю, что такая несоизмеримо маленькая административная ответственность за нарушение конституционных прав граждан не остановит рейдеров, жаждущих подробностей конфиденциальной информации.
Однако,  в соответствии с п.14  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 16.04.2013) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений со стороны органов оперативно-розыскной деятельности, допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Думается, что подобный перекос в законодательстве порождает дерзкое попрание гражданских прав и уверенность в безнаказанности криминальных структур использующих незаконные, негласные способы сбора информации.
Как мы уже рассматривали ранее, в арсенале способов и приемов рейдеров не только сбор информации, передаваемой на материальных носителях, в документальной форме, а также неправомерный доступ к компьютерной информации.
Так, статья 272 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.
Впервые в уголовном законодательстве Российской Федерации Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в примечании к ст. 272 УК РФ дано понятие компьютерной информации, как предмета преступления, к которому теперь относятся сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие правомерный доступ, создание, хранение, модификацию, использование компьютерной информации самим создателем, потребление ее иными пользователями. В ч. 3 ст. 272 УК РФ указан дополнительный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие интересы службы.
Диспозиция ч. 1 ст. 272 УК РФ в предыдущей редакции от 07.03.2011 была изложена следующим образом: «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». В действующей редакции от 07.12.2011 ч. 1 ст. 272 УК РФ изложена следующим образом: «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации».
Несомненно, законодатель внес данные изменения, чтобы решить ряд проблем, возникающих в правоприменительной практике. Например, при рассмотрении дел указанной категории суды зачастую сталкивались с трудностями, когда неправомерный доступ осуществлялся к устройству, не подпадающему под определение ЭВМ, но по своим свойствам и функциям фактически не уступающему ЭВМ по возможности хранения и обработки информации (мобильные телефоны, смартфоны, карманные персональные компьютеры).
Объективная сторона состава преступления включает в себя: действие, состоящее в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации (информации ограниченного доступа); последствие (альтернативно) в виде уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации, и причинно-следственную связь между указанным действием и любым из названных последствий.
Законодателем не уточнено понятие доступа к информации. Указанное понятие содержится в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «доступ к информации — возможность получения информации и ее использования».
Под охраняемой законом понимается информация, для которой законом установлен специальный режим ее правовой защиты (например, коммерческая тайна, персональные данные и т.д.).
Неправомерным считается доступ к конфиденциальной информации или информации, составляющей государственную тайну, лица, не обладающего необходимыми полномочиями (без согласия собственника или его законного представителя), при условии обеспечения специальных средств ее защиты.
Другими словами, неправомерный доступ к компьютерной информации — это незаконное либо не разрешенное собственником или иным ее законным владельцем использование возможности получения компьютерной информации. При этом под доступом понимается проникновение в ее источник с использованием средств (вещественных и интеллектуальных) компьютерной техники, позволяющее использовать полученную информацию (копировать, модифицировать, блокировать либо уничтожать ее).
Состав данного преступления носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного из последствий:
а) уничтожение информации — это приведение информации или ее части в непригодное для использования состояние независимо от возможности ее восстановления. Уничтожением информации не является переименование файла, где она содержится, а также само по себе автоматическое «вытеснение» старых версий файлов последними по времени;
б) блокирование информации — результат воздействия на компьютерную информацию или технику, последствием которого является невозможность в течение некоторого времени или постоянно осуществлять требуемые операции над компьютерной информацией полностью или в требуемом режиме, то есть совершение действий, приводящих к ограничению или закрытию доступа к компьютерному оборудованию и находящимся на нем ресурсам, целенаправленное затруднение доступа законных пользователей к компьютерной информации, не связанное с ее уничтожением;
в) модификация информации — внесение изменений в компьютерную информацию (или ее параметры). Законом установлены случаи легальной модификации программ (баз данных) лицами, правомерно владеющими этой информацией, а именно: модификация в виде исправления явных ошибок; модификация в виде внесения изменений в программы, базы данных для их функционирования на технических средствах пользователя; модификация в виде частной декомпиляции программы для достижения способности к взаимодействию с другими программами;
г) копирование информации — создание копии имеющейся информации на другом носителе, то есть перенос информации на обособленный носитель при сохранении неизменной первоначальной информации, воспроизведение информации в любой материальной форме — от руки, фотографированием текста с экрана дисплея, а также считывания информации путем любого перехвата информации и т.п.
Однако, по моему мнению, если в силу настроек компьютерной программы при работе с ней, пусть даже и в результате неправомерного доступа, автоматически создается резервная копия компьютерной информации, то данное действие не будет иметь уголовно-правовых последствий, поскольку оно осуществляется независимо от волеизъявления лица и, соответственно, в прямой причинной связи с его действиями не состоит.
Преступление окончено с момента наступления любого из указанных последствий. Устанавливая причинную связь между несанкционированным доступом и наступлением вредных последствий следует иметь в виду, что в компьютерных системах возможны уничтожение, блокирование и модификация компьютерной информации в результате технических неисправностей или ошибок при функционировании операционной среды или иных программ. В этих случаях лицо, совершившее неправомерный доступ к компьютерной информации, не подлежит ответственности по данной статье ввиду отсутствия причинной связи между его действиями и наступившими последствиями.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем ч. 3 ст. 272 УК РФ предусматривает наличие специального субъекта, совершившего данное преступление с использованием своего служебного положения.
Под использованием служебного положения, предусмотренного в диспозиции ч. 3 ст. 272 УК РФ, понимается использование возможности доступа к компьютерной информации, возникшей в результате выполняемой работы (по трудовому, гражданско-правовому договору) или влияния по службе на лиц, имеющих такой доступ (в данном случае субъектом преступления не обязательно является должностное лицо), то есть тех, кто на законных основаниях использует компьютерную информацию и средства ее обращения (программисты, сотрудники, вводящие информацию в память компьютера, другие пользователи, а также администраторы баз данных, инженеры, ремонтники, специалисты по эксплуатации электронно-вычислительной техники и прочие).
В настоящее время существует немалое количество способов сбора, обработки и анализа информации, в документарной и бездокументарной форме на цифровых и электронно-магнитных носителях, даже легализованные гаджеты имеют способы несанкционированного доступа и базовые шпионские программы в своем арсенале.
Поскольку рейдерство — это наиболее опасная модель экономической организованной преступности, оно относиться к высокоинтеллектуальным видам преступлений, к так называемой «беловоротничковой» преступности. Думается, что для достижения поставленных целей преступники используют не только проверенные веками способы сбора информации, а также новые передовые технологии шпионских средств. Очевидно, что законодательная база требует обновления и подстройки под экономические реалии.
Думается, что необходима четкая законодательная дифференциация ответственности за нарушение порядка доступа к конфиденциальной  коммерческой информации, исходя из целей дальнейшего ее использования. Для этих целей можно дополнить пакет антирейдерских поправок новым составом «Экономический шпионаж», или дополнить ст.183 УК РФ пунктом об использовании информации о дальнейшем.
В диспозиции статьи отразить, например: «Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи конфиденциальных сведений, составляющих коммерческую тайну, а также передача или собирание по заданию рейдеров или лиц, действующих в их интересах, иных сведений для использования их против  физических или юридических лиц, то есть экономический шпионаж, если эти деяния совершены гражданином или лицом без гражданства, с целью завладения чужим имуществом».


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru