Адвокат в Конституционном суде РФ
Ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод. Каждый имеет право защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредством обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. В настоящее время граждане все чаще обращаются в Конституционный Суд РФ.
В полномочия Конституционного Суда РФ не входит: - установление фактических обстоятельств дела; - выбор закона, подлежащего применению для разрешения конкретного спора, - принятие решений о восстановлении на работе, о взыскании денежных средств; - вынесение приговоров; - проверка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции или арбитражных судов; - отмена или изменение решений, вынесенных судами. В случае признания неконституционными нормативные правовые акты, они утрачивают юридическую силу. Если нормативный правовой акт в целом или его отдельные статьи признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, они утрачивают свою юридическую силу и не подлежат дальнейшему применению. Поэтому при работе с Конституционным Судом РФ необходимо иметь определенные навыки работы. К полномочиям Конституционного Суда РФ суда отнесено:1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ: - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; - конституций и уставов субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ; - договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъекта РФ; - не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешение споров о компетенции: - между федеральными органами государственной власти; - между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; - между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) толкование Конституции РФ; 5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ; 6) решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой; 7) осуществление иных полномочий, в частности: - принятие посланий Конституционного Суда РФ; - избрание председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря; - формирование персональных составов палат Конституционного Суда; - принятие Регламента Конституционного Суда РФ и внесение в него изменений и дополнений; - установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях суда, распределение дел между палатами; - принятие решений о приостановлении или прекращении полномочий судьи суда; - принятие решения о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря. Адвокат даст определенные рекомендации по работе с Конституционным Судом РФ. Право граждан и организаций на обращение в Конституционный Суд РФ связано только с рассмотрением жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Поэтому рассматриваться будут вопросы деятельности адвоката, касающиеся порядка обращения в Конституционный Суд РФ и участия в рассмотрении дел в этом суде. Адвокаты объяснят, что основное значение имеет составление обращения в Конституционный Суд РФ. При составлении обращений в Конституционный Суд РФ важно знать: - когда можно обращаться в Конституционный Суд РФ; - кто вправе подать жалобу на нарушение конституционных прав и свобод; - что понимается под нарушением конституционных прав и свобод; - имеет ли место нарушение конституционных прав и свобод; - каким нормативным правовым актом они были нарушены; - был ли этот нормативный акт применен или подлежит применению в конкретном деле; - какие формальные требования предъявляются к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод. 1. Поводы обращения в Конституционный Суд.Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. На основании ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" гражданин обязан приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения оспариваемого закона при разрешении его конкретного дела. Положения ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" применяются Конституционным Судом РФ как на стадии принятия жалобы к рассмотрению, так и на стадии рассмотрения конституционной жалобы по существу, которая завершается итоговым решением Конституционного Суда РФ в форме постановления.
Конституционное судопроизводство применяется только тогда, когда отсутствуют иные механизмы защиты прав человека. Адвокат при подготовке обращения в Конституционный Суд РФ имеет в виду, что в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов Конституционный Суд РФ не осуществляет проверку конституционности примененного закона вне связи с конкретным делом, которое рассматривается или уже рассмотрено в суде или ином органе. Конституционный Суд РФ "работает" только с Конституцией РФ. Проверяет закон на соответствие именно Конституции РФ. В конституционной жалобе должен быть поставлен вопрос о несоответствии положений закона именно Конституции РФ.
Для того чтобы защитить законные права и интересы своего доверителя, адвокат не всегда готовит конституционную жалобу непосредственно от своего имени. В соответствии с Конституцией РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды наделены полномочиями обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Физические и юридические лица, их адвокаты, являющиеся участниками судебного (гражданского, административного, уголовного и т.д.) процесса, вправе заявить перед судом ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд РФ. Ходатайство может быть заявлено сторонами на стадии судебного разбирательства. При этом Закон о КС РФ не содержит нормы, запрещающей заявителю в случае направления судом общей юрисдикции или арбитражным судом запроса в Конституционный Суд РФ обратиться самостоятельно с конституционной жалобой.
2. Субъекты права подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод.Право на обращение в Конституционный суд РФ имеют граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. Под иными органами и лицами, указанными в Федеральном законе, следует понимать Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека. Право Генерального прокурора на подачу жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вытекает из ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 17 января1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Уполномоченный по правам человека имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ". В 1998 г. Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой право на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ имеют как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
1) нарушаются индивидуальные или коллективные конституционные права и свободы членов данного объединения; 2) нарушаются права самого объединения. Особым субъектом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой является население муниципального образования, которое коллективно реализует право на осуществление местного самоуправления. Муниципальное образование вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод; это право может быть реализовано от имени муниципального образование выборным должностным лицом, органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. 3. Содержание конституционных прав и свобод.Адвокаты по опыту работы знают, что относится к конституционным правам и свободам. При этом: - фактическое содержание конституционных прав и свобод намного шире, чем при буквальном толковании соответствующей статьи Конституции РФ; - фактическое содержание конституционных прав и свобод наполняется дополнительным смыслом благодаря общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поэтому при толковании прав и свобод человека принимаются во внимание не только правовые позиции Конституционного Суда РФ, но и смысл, придаваемый правам и свободам международными юрисдикционными органами (Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет экспертов, Административный совет и Комитет по свободе объединения Международной организации труда).
В конституционной жалобе адвокаты четко и доступно изложат, в чем именно выражается нарушение гарантированного конституционного права или свободы. Помощь в этом оказывают как сформулированные ранее Конституционным Судом правовые позиции при рассмотрении конкретных дел, так и прецеденты Европейского суда по правам человека, а также других международных контрольных органов. 4. Определение наличия нарушения конституционных прав и свобод.Только Конституционный Суд РФ, рассмотрев конституционную жалобу, может признать, что закон нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. Предварительный же анализ наличия или отсутствия нарушения должен быть проведен непосредственно заявителем или его адвокатом.
- для реализации права установлены такие условия, которые умаляют саму сущность права или свободы.
- ограничения должны быть установлены законом, который был официально опубликован, является доступным и понятным для граждан и их объединений; - ограничения могут быть установлены только в законных целях, т.е. перечень целей, которые преследует государство, устанавливая соответствующие ограничения, также должен быть предусмотрен в законе. При этом перечень законных целей должен быть таким, чтобы исключать произвольное и расширительное толкование со стороны правоприменительных органов; - установленные ограничения должны быть соразмерными преследуемым законным целям, должен соблюдаться баланс между мерой ограничения и важностью, значимостью преследуемой цели. В любом случае установленные ограничения не могут приводить к отрицанию самого права.
5. Виды нормативных правовых актов, нарушающих право.Часть 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 96 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" устанавливают, что конституционные права и свободы должны быть нарушены законом.
2) по форме нормативного акта; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
При подготовке конституционной жалобы адвокат анализирует закон, конституционность которого предлагается проверить Конституционному Суду РФ. 6. Формальные требования, предъявляемые к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод.Из содержания ст. 36 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" следует, что существует две составляющие для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ - повод и основание. Общие требования к конституционной жалобе указаны в ст. 37 - 38 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
- наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество, в жалобе организации - наименование юридического лица и должность лица, подписывающего жалобу); - адрес и иные данные о заявителе (телефон, электронная почта); Необходимо указывать контактную информацию, по которой с заявителем можно оперативно связаться. - необходимые данные об адвокате и его полномочия; - наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; - нормы Конституции РФ и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ; - точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте; - конкретные, указанные в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ; - позиция адвоката по поставленному вопросу и правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ (требуется четкое изложение позиции заявителя, из которой следует, в чем заключается нарушение или ограничение конституционных прав и свобод, а также конкретные статьи Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель. При этом рекомендуется указать одну или две статьи Конституции РФ, которым противоречит, по мнению заявителя, оспариваемый акт или его отдельные положения); - требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ (какую конкретную статью закона, часть статьи, пункт статьи закона или отдельное положение в пункте статьи заявитель просит признать не соответствующими Конституции РФ и нарушающими его права и свободы); - перечень прилагаемых к обращению документов. Согласно ст. 38 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются (для граждан в количестве трех экземпляров): - текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию; - доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия адвоката, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в - документ об уплате государственной пошлины.
- перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание, а также другие документы и материалы.
7. Этапы рассмотрения жалоб, поступивших в Конституционный Суд РФ.Первоначально предварительной проверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаются специалисты Секретариата. Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину. Возвращение жалобы не лишает заявителя права на повторное обращение с конституционной жалобой. Условием будет устранение тех недостатков, которые указаны Секретариатом. В силу ч. 3 ст. 40 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" Секретариат вправе по собственной инициативе направить поступившую жалобу заявителя в соответствующий государственный орган или организацию, компетентные разрешить поставленный в жалобе вопрос. Первоначально жалоба на нарушение конституционных прав и свобод поступает в Секретариат Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 40 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" Секретариат вправе уведомить заявителя о несоответствии его жалобы требованиям закона.
2) По форме не отвечает требованиям ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"; 3) Исходит от ненадлежащего органа или лица; 4) Не оплачена государственная пошлина.
1) Жалоба неподведомственна Конституционному Суду РФ; 2) Жалоба не соответствует критериям допустимости, указанным в ст. 97 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"; 3) По предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Из опыта работы юридической консультации известно, что у заявителя всегда остается право просить непосредственно Конституционный Суд РФ решить вопрос о принятии жалобы к его рассмотрению (ч. 2 ст. 43 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").
К категории неподведомственных Конституционному Суду РФ жалоб граждан и их объединений относятся жалобы, в которых ставится вопрос о нарушении конституционных прав и свобод в связи с недостатками действующего законодательства.
К неподведомственным Конституционному Суду РФ жалобам можно отнести и те жалобы, в которых содержится просьба разъяснить, какой закон подлежит применению в деле заявителя, рассматриваемом в суде.
- истребовать необходимые документы и иные материалы; - поручить провести проверку, исследование, экспертизу; - воспользоваться консультациями специалистов; - направлять запросы; - определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание; - отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.
На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.
Согласно ст. 52 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" участниками процесса являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
- заявители; - органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.
В судебном заседании первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы с которой обратился гражданин (объединение граждан, адвокат). После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод.
Статья 68 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадии принять решение о прекращении производства по делу, которое является окончательным и обжалованию не подлежит. - выявление оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ; - установление факта, что вопрос, разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.
Решение Конституционного Суда РФ, принимаемое по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, называется постановлением. Решения Конституционного Суда РФ в форме постановления подлежат обязательному опубликованию в официальном издании того государственного органа, который принял оспариваемый. Также постановления Конституционного Суда РФ публикуются в "Вестнике Конституционного Суда РФ". 8. Правовые последствия решений Конституционного Суда РФ.На основании ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу. Обратную силу решение Конституционного Суда РФ имеет только в отношении лиц, подавших конституционную жалобу, при рассмотрении которой была установлена неконституционность правового акта.
Инициатором выступает сам заявитель, который подает заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в точном соответствии с требованиями процессуального закона и с соблюдением правил подсудности.
Другим средством защиты является просьба о распространении ранее выраженной правовой позиции Конституционного Суда РФ на новые дела. Заявителя имеет право просить об этом суд в своем обращении. В этом случае Конституционный Суд РФ принимает определение об отказе в принятии дела.
- проводит тщательный анализ документов, представленных заявителем с целью определения надлежащего заявителя по конституционной жалобе, конкретной нормы закона, которая была применена в деле заявителя, а также в целях проверки, что именно данная норма закона указана в судебном решении или акте иного органа; - проверяет, является ли примененный в деле заявителя закон действующим, не отменен ли он, не признан ли неконституционным; - рассматривает иные варианты защиты нарушенного права заявителя, кроме обращения в Конституционный Суд РФ; - определяет конституционное право или свободу, которые были нарушены; - изучает практику Конституционного Суда РФ; - при получении уведомления Секретариата Конституционного Суда РФ анализирует перечисленные аргументы, по которым жалоба не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ.
|