Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Помощь адвоката при ДТП
Советы адвоката попавшим в ДТП
Что нужно сделать участнику ДТП
Рекомендации адвоката при ДТП
Судебная дорожно-транспортная экспертиза
Адвокат по ДТП
Как общаться с представителями ГИБДД
Новая таблица штрафов
Адвокатская помощь при ДТП
Водительские удостоверения нового образца
ПДД тесты онлайн 2014
Помощь адвоката при лишении водительских прав
Садиться или нет в машину ДПС?
Если Вас заподозрили в употреблении спиртного
ВАС ПРОСЯТ ПРОЙТИ В КАРЕТУ СКОРОЙ ПОМОЩИ
Свидетели и понятые
Автоюрист
Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений
Видео. Инспектор вы нарушаете!
Адвокат по ДТП. Порядок действий водителя при ДТП
Оставление места ДТП. Как водителю сохранить свои права?
Составление протокола об административном правонарушении
Вы не нарушали ПДД
Административный регламент МВД Российской Федерации
Жалоба на действия инспектора ГИБДД
Как правильно выбрать автоюриста?
Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Адреса и телефоны отделений ГИБДД Москвы
ДТП: ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Памятка участнику ДТП
Как избежать ловушек ГАИ — практические советы
Инспектор ГИБДД просит Вас выйти из машины?
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования
Адвокат по ДТП
Распечатайте и положите в бардачок!
За что вас могут лишить прав?
Возмещение ущерба при ДТП
ДТП: ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

СУДЕБНАЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА  

 

    Судебная дорожно-транспортная экспертиза (далее – СДТЭ) входит в класс судебных инженерно-транспортных экспертиз.

    Предмет СДТЭ – это фактические данные не только о техническом состоянии транспортного средства (далее – ТС), но и месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке, действиях лиц – участников происшествия, а также об обстоятельствах, которые способствовали возникновению происшествия (устанавливаются экспертом на основе его специальных познаний и материалов дела). Объект СДТЭ – это вещественные доказательства, в частности, транспортное средство (детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.

   СДТЭ на настоящем этапе своего развития включает пять видов:

- экспертное исследование обстоятельств ДТП (преимущественно с помощью расчетных методов) или ситуалогическая экспертиза;

 - экспертное исследование технического состояния ТС, или технико-диагностическая экспертиза;

 - экспертное исследование следов на ТС, месте происшествия, вещной обстановки, или транспортно-трассологическая экспертиза;

 - экспертное исследование водителей ТС и других участников движения, или судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза (далее - СИПЭ) участников движения;

 - экспертное исследование дороги, дорожных условий на участке ДТП, или судебная автодорожная экспертиза (далее – САДЭ).

При рассмотрении в арбитражном суде споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (в том числе в порядке регресса и суброгации), о возмещении ущерба (зачастую к дорожной организации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия Правилам дорожного движения Российской Федерации, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.

 Поскольку установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, суд назначает проведение экспертизы.Понятие "судебная дорожно-транспортная экспертиза" включает в себя комплекс научно-технических исследований обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области; предметом экспертизы является установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Проведение данной экспертизы связано с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.

При назначении рассматриваемого вида экспертизы необходимо принимать во внимание, что доказательством по делу, рассматриваемому арбитражным судом, является не экспертиза как способ исследования, а соответствующее экспертное заключение, составленное на основе проведенной экспертизы и подлежащее исследованию судом в совокупности с иными доказательствами, представленными в установленном законом порядке.

Выводы суда о наличии виновного поведения участника дорожно-транспортного происшествия должны быть основаны на исследовании всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с учетом выводов проведенной экспертизы.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются судьи при назначении дорожно-транспортной экспертизы, являются формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, подлежащих предоставлению в распоряжение эксперта.

В то же время следует принимать во внимание, что объективность и полнота экспертного исследования в значительной степени зависят от полноты и достоверности исходных данных, предоставленных в распоряжение эксперта.Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном АПК РФ порядке.

Эксперт-автотехник не вправе самостоятельно осуществлять сбор материалов для исследования в качестве объекта экспертизы. В его полномочия входит анализ сведений, содержащихся в представленных судом материалах и имеющих значение для составления экспертного заключения. Вместе с тем эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических, справочных данных, использовании технических нормативов, методик, ГОСТов, инструкций и иных материалов, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе.

При назначении дорожно-транспортной экспертизы и определении перечня вопросов, подлежащих исследованию, судье следует учитывать, что в компетенцию эксперта входит решение только специальных технических вопросов. Суд не вправе ставить перед экспертом вопросы, носящие правовой характер, решение которых отнесено к исключительной компетенции суда. Например, ошибочно поручение эксперту выполнить действия хоть и в рамках объекта исследования, однако не требующие специальных познаний (осуществить замеры ширины проезжей части дороги и т.д.).

При назначении дорожно-транспортной экспертизы следует учитывать, что ст. 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность ее производства также специалистами, не являющимися сотрудниками государственных экспертных учреждений.

При определении судом лиц, которым будет поручено проведение соответствующей экспертизы, необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые к специалисту (эксперт-автотехник), определенные Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (с дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 января 2000 г. N 7). Данный акт определяет следующие требования к квалификации.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) I категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник I категории" с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее пяти лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) II категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник II категории" с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трасологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее трех лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник): высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник III категории" с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее одного года.

Обращение к указанному справочнику должностей будет целесообразным и во избежание ситуации вынесения судом на разрешение эксперта вопросов, не входящих в круг его должностных обязанностей, перечень которых отражен в том числе в отношении эксперта-автотехника.

При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов, состоящих в различных экспертных учреждениях, в определении о назначении экспертизы указывается, на какое учреждение возлагается обязанность организации деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направляются исходные материалы.

В определенной степени проведение комплексной экспертизы может быть обусловлено необходимостью использования экспертом-автотехником в процессе проведения автотехнической экспертизы обстоятельств (сведений), подлежащих установлению в ходе проведения автодорожной экспертизы в отношении технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

В случае назначения повторной или дополнительной экспертизы в экспертное учреждение необходимо направлять заключения предшествующих экспертиз со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, послужившие основанием к ее назначению.Таким образом, целями судебной дорожно-транспортной экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия.

Разновидности экспертизы

По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования, методик исследования назначаемые судом по делу, связанному с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:

- автотехническая, направленная на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;

- транспортно-трасологическая, направленная на исследование следов (повреждений) на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;

- автотовароведческая, направленная на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;

- технико-диагностическая, направленная на исследование технического состояния транспортных средств;

- автодорожная, направленная на установление технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия;

- инженерно-психофизиологическая, выделяемая в качестве самостоятельного вида и проводимая с целью установления состояния и действий водителей транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Как правило, данный вид экспертизы носит комплексный характер (происходит с участием специалистов-психологов).

 

Объект исследования

Предметом экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников дорожно-транспортного происшествия, обстоятельствах, способствовавших дорожно-транспортному происшествию.

Объектом исследования дорожно-транспортной экспертизы являются конкретные материальные объекты, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию и содержащие информацию, необходимую для решения поставленной перед экспертом задачи.

 

К числу объектов исследования относятся:

- транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии (в том числе их агрегаты, детали);

- материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии) которых запрашиваются судом в ГИБДД или органе дознания (следствия) того района, в котором имело место дорожно-транспортное происшествие;

- схема дорожно-транспортного происшествия;

- объяснения лиц - участников дорожно-транспортного происшествия;

- ориентирующие, обзорные, узловые, детальные и панорамные фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие общую обстановку места происшествия и показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте дорожно-транспортного происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

- акт (протокол) осмотра поврежденного транспортного средства;

- справки об участии в дорожно-транспортном происшествии;

- сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии;

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

- протокол об административном правонарушении;

- постановление о привлечении к административной ответственности;

- заключение о стоимости восстановительного ремонта (в том числе независимого оценщика).

Основными документами, предоставляемыми в распоряжение эксперта, как правило, являются материалы административной проверки, проводимой органами внутренних дел по факту дорожно-транспортного происшествия.

 

При истребовании соответствующих материалов суду следует учитывать, что порядок административного производства по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, определен Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 и осуществляется с учетом Методических рекомендаций по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (в редакции письма МВД России от 15 февраля 2005 г. N 13/Ц-2-7).

Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы

Вопросы, подлежащие включению в определение арбитражного суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.

При проведении автотехнической экспертизы:

- с какой скоростью двигалось транспортное средство перед столкновением (торможением);

- на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;

- каков остановочный путь транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации при экстренном торможении в данных дорожных условиях;

- имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности или обнаружения опасности в зоне видимости;

- имел ли водитель транспортного средства техническую возможность выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости;

- какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли его действия требованиям Правил дорожного движения;

- какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя транспортного средства с данным происшествием;

- каким должно быть безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля (автомобилем) при заданных исходных данных;

- каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении?

 

При проведении транспортно-трасологической экспертизы:

- каков механизм столкновения транспортных средств;

- каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;

- где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;

- каков механизм образования повреждений транспортных средств;

- могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

При проведении комплексной транспортно-трасологической экспертизы:

- возникли ли данные следы в результате воздействия колес транспортного средства;

- в каком направлении двигалось транспортное средство;

- каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы, какова модель шины;

- какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют особенности шин, отразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки и дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора);

- каков механизм образования исследуемых следов (удар, скольжение, волочение);

- в каком направлении с воспринимающей поверхностью двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения);

- какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы;

- какой частью транспортного средства нанесены повреждения;

- каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;

- каковы возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения;

- каково относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент столкновения?

 

При проведении автотовароведческой экспертизы:

- какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в материалах дорожно-транспортного происшествия?

При проведении технико-диагностической экспертизы

При исследовании технического состояния транспортных средств экспертом могут быть решены следующие вопросы:

- соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности движения;

- имеется ли причинно-следственная связь между возникшими неисправностями транспортного средства и дорожно-транспортным происшествием;

- какие обстоятельства могли способствовать возникновению выявленных неисправностей транспортного средства;

- имел ли водитель возможность своевременно обнаружить неисправность транспортного средства?

При этом в отношении конкретных узлов и агрегатов возможна постановка следующих вопросов.

1. По рулевому управлению транспортного средства:

- каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля на момент осмотра;

- соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

- могли ли данные неисправности привести к потере управляемости транспортного средства в условиях данного происшествия;

- если неисправность возникла до дорожно-транспортного происшествия, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства?

2. По рабочей тормозной системе транспортного средства:

- работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля;

- соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

- если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

- если отказ наступил до дорожно-транспортного происшествия, то не является ли это причиной данного происшествия?

 

3. По ходовой части транспортного средства:

- каково техническое состояние узлов ходовой части транспортного средства;

- могли ли данные повреждения возникнуть до дорожно-транспортного происшествия и не находятся ли они в причинной связи с происшествием?

При проведении судебной автодорожной экспертизы:

- какова обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги;

- каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия;

- имелись ли на месте дорожно-транспортного происшествия уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;

- каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей;

- была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

При проведении инженерно-психофизиологической экспертизы:

- мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед дорожно-транспортным происшествием дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить;

- мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

- мог ли данный водитель предотвратить дорожно-транспортное происшествие при исследуемых обстоятельствах?

Следует учитывать, что предлагаемый перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.

 

Возможностью автотехнической экспертизы является:

- установление того, как должны были действовать участники дорожного движения с точки зрения безопасности движения;

- оценка действий участников дорожного движения с точки зрения их соответствия техническим требованиям Правил дорожного движения;

- установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;

- определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;

- определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортными средствами в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем торможения;

- определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути; другие вопросы более частного характера.

 

В ходе транспортно-трасологической экспертизы возможно решение следующих задач:

- определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к дорожно-транспортному происшествию объектов до столкновения (наезда);

- определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент столкновения (наезда);

- установление места столкновения (наезда);

- установление механизма дорожно-транспортного происшествия;

- установление конкретных транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

 При проведении автотовароведческой экспертизы определяется:

- реальная (фактическая) стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Технико-диагностическая экспертиза позволяет:

- выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

- установить соответствие технического состояния транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

- установить причинно-следственную связь между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельства, способствовавшие возникновению неисправностей;

- установить возможности своевременного обнаружения неисправностей до дорожно-транспортного происшествия.

 

Судебная автодорожная экспертиза позволяет определить:

- техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Как самостоятельный вид экспертизы инженерно-психофизиологическая экспертиза направлена на решение следующих задач:

- установление возможности своевременной оценки водителем опасной ситуации;

- установление времени реакции водителя в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию;

- установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации;

- установление возможности неправильного восприятия водителем создавшейся перед дорожно-транспортным происшествием дорожной обстановки;

- установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом психофизиологического воздействия на него внешних факторов.

Задачи ситуалогической экспертизы:

- установление того, как должен был действовать водитель с точки зрения безопасности движения;

- оценка действий водителя с точки зрения соответствия их техническим требованиям нормативных актов и требованиям правил безопасности движения;

- установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;

- определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;

- определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортным средством в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить столкновение путем торможения;

- определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути.

Трасологическая экспертиза – исследование следов и объектов, которые оставили или несут на себе след, и иных материалов, относящихся к изучаемому событию. Экспертиза производится специалистами трасологами для получения фактической информации, которая позже может служить доказательством правонарушения.
                      Trasologicheskaya-expertiza

Назначение обследования производится для выявления:

  • соответствия или несоответствия полученных повреждений обстоятельствам ДТП;
  • точных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
  • соответствия/несоответствия действий водителя некоторым пунктам, прописанным в ПДД РФ.

В каких случаях требуется проведение экспертизы?

  1. Страховщик отказал в выплате компенсации. Страховая компания отказалась выплачивать деньги по договору, мотивируя это тем, что полученные повреждения не соответствуют характеру аварии.
  2. Виновник дорожно-транспортного происшествия не признает свою вину. Он заявляет, что аварии не было, и автомобили не сталкивались. Экспертиза призвана выяснить, сталкивались ли транспортные средства друг с другом.
  3. Потерпевшая сторона хочет взыскать с вас возмещение за повреждения, которые были получены до этой аварии. Виновником ДТП оказались вы, и потерпевшая сторона за ваш счет хочет возместить ущерб, который автомобиль не мог получить в аварии с вашим участием.

Чтобы осуществить трасологическую экспертизу в Казани, воспользуйтесь сервисами данного ресурса. Наши трасологи выступают экспертами на судебных заседаниях, что свидетельствует об их высоком профессионализме.

 Задачи транспортно - трассологической экспертизы:

- определение траектории и характера движения транспортных средств и других, причастных к ДТП объектов до удара;

- определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент удара;

- установление места столкновения, удара;

- определение траектории и характера движения транспортного средства и пешехода до наезда на него (комплексная задача);

- установление места наезда транспортного средства на пешехода; установление механизма ДТП (комплексная задача);

- установление лица, управлявшего ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача);

- установление конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении (идентификационная комплексная задача);

- установление принадлежности отделившихся в процессе столкновения частей к данному транспортному средству (идентификационная комплексная задача).

 

Задачи технико-диагностической экспертизы:

- установление неисправностей транспортных средств (отдельных узлов, механизмов, деталей); - установление причин и времени возникновения неисправностей;

- выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП;

- установление соответствия технического состояния транспортных средств, их узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

- установление причинно-следственной связи между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием и обстоятельств, способствовавших возникновению неисправностей;

- установление возможности своевременного обнаружения неисправностей до ДТП.

 

Задачи инженерно-психофизиологической экспертизы:

- установление возможности своевременной оценки водителем опасной ситуации;

- установление времени реакции водителя ТС, участвовавшего в ДТП, в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествовавшей аварии;

- установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации;

- установление возможности обнаружения и восприятия водителем создавшейся перед ДТП дорожной обстановки;

- установление возможности предотвращения водителем ДТП с учетом психофизиологического воздействия на него различных обстоятельств.

 

    Автодорожная экспертиза отвечает на следующие вопросы:

- какой технической документацией (далее – ТД) регламентированы те или иные эксплуатационные свойства автодороги на участке ДТП;

- находятся ли в допустимых ТД пределах выявленные дефекты дороги (их конкретные признаки) на участке ДТП;

- соответствуют ли сцепные свойства покрытия в месте ДТП на протяжении определенного расстояния от места ДТП требованиям ТД;

- если не соответствуют, то находится ли в причинно-следственной связи с фактом ДТП такое несоответствие;

- находится ли в технической причинной связи отклонение от нормы выявленного дорожно-технического фактора с заносом данного автомобиля на участке ДТП;

- усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке ДТП;

- какими требованиями ТД должны были руководствоваться должностные лица (организации), ответственные за эксплуатацию дороги для обеспечения безопасности движения на данном участке;

- соответствуют ли их действия этим требованиям и т.д.

 

Параметры дорожно-транспортной ситуации

   Параметры (далее - ДТС) формируются как результат действия всех элементов системы «водитель –автомобиль – дорога – среда» (далее – ВАДС) во взаимосвязи образующих то, что можно назвать средой дорожного движения.

   Для доказывания, в первую очередь, существенны обстоятельства, характеризующие что, в какой форме и в какие моменты времени воспринимал водитель. Обработка сигналов о состоянии и изменении ДТС осуществляется водителем одновременно осознанно (через формирование понятий и выработку стимулов для принятия решений) и подсознательно (на уровне профессиональных и иных реакций, как реализации навыковой деятельности – выравнивание направления движения с помощью рулевого управления, изменение скорости движения и т.д.).

   Для доказывания существенно, что именно водитель в ДТС делает осознанно, а что рефлекторно. Реакция водителя на изменение ДТС служит побудительным мотивом к осознанным действиям и одновременно к действиям рефлекторным, в результате чего меняется режим управления ТС. А поскольку последнее находится в постоянной физической динамической связи с дорогой, то меняются и параметры этой связи, прежде всего в части сил взаимодействия (сцепление и т.п.). Теперь уже само движение ТС изменяет ДТС, а значит, в процессе доказывания появляется совокупность подлежащих установлению обстоятельств, характеризующих причинно-следственные связи между воздействиями водителя на ТС и изменением ДТС.

  Как и всякая иная организованная система, комплекс ВАДС постоянно находится в режиме воздействия на него разрушающих факторов: неровности дороги «отклоняют» ТС от первоначального направления движения, неорганизованность в действиях других участников движения заставляет водителя реагировать на это; наконец, и сам водитель, вследствие своих психофизиологических качеств, нарушает оптимальный ритм движения, объективно существующий для данных условий. Компенсация действия разрушающих факторов составляет объективно необходимое условие существования системы ВАДС. Несвоевременная или неумело выполненная компенсация, равно как умышленный или неосторожный отказ от нее, вместе с ее физической невозможностью и рассматривается в качестве причинно-действующего в данном ДТП фактора.

 

   С юридических же позиций, с позиций доказывания это означает, что любое ДТП – это результат комплексного действия как объективно существующих, так и субъективно провоцируемых факторов разрушения системы ВАДС. В процессе расследования требуется установление этих факторов и определение их значимости (вклада, веса) для изменения функционирования системы ВАДС до определенного уровня. Разрушение системы ВАДС происходит по специфичным внутренним для нее законам.

   Достаточно в определенных ДТС появления самых незначительных нарушающих режим воздействий, например резкий сброс подачи топлива на локальном участке дороги с низким коэффициентом сцепления, чтобы система ВАДС была приведена в аварийное состояние и возник занос с последующим ДТП. Не каждое расследование ДТП требует назначения экспертизы дорожных условий или экспертизы водителя. Как правило, следователи назначают ее на основании сомнения в возможностях водителя осуществить требуемые действия в сложных ситуациях, при наличии признаков отклонения индивидуальных свойств водителя от эффективно функционирующих. Как указывалось ранее, в предмет экспертизы водителя входят «дорожные условия» и их соответствие безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего надежного водителя.

   Если эксперт устанавливает, что данные дорожные условия не позволяли «среднему» водителю принять правильное решение в данной ситуации, «дорожные условия» становятся объектом исследований (назначается новая дорожно-транспортная экспертиза, проводятся следственные эксперименты по определению видимости объектов и т.д.). Если выясняется, что дорожные условия соответствуют безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего водителя, экспертиза последнего развивается по стандартному алгоритму:

 

- определение психофизиологических особенностей, отличающих данного водителя от среднестатистического;

-    оценка их проявления в ДТС, предшествовавшей ДТП.

    Если эксперт - психофизиолог не усматривает психофизиологических особенностей у водителя, то его вывод имеет значение как обоснование исключения версии о влиянии в данном ДТП «человеческого» фактора.

 

  Тем самым усиливается доказательственный уровень имеющегося заключения эксперта - автотехника о наличии технической возможности предотвратить ДТП. Такое заключение делается на основании использования законов механики и теории автомобиля. Если же были выявлены особенности, которые могли не позволить водителю своевременно обнаружить объект, создавший опасность, или отреагировать на него, то эксперт - психофизиолог должен установить их «природу». Установленная особенность (например, замедленная реакция) может носить врожденный или приобретенный, но устойчивый характер и проявляться во всех ситуациях, тогда водитель не должен управлять автомобилем.


1 | 2

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru