Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Брачный договор. Образец.
Адвокат по семейным делам
Адвокат по семейным спорам
Семейные споры (выдержки из Семейного Кодекса Р.Ф.)
Неравный брак
Фиктивный брак
Таинство брака
Адвокат по разводам
Кризисы семейной жизни
Признание брака недействительным
Брак по расчету
Развод с иностранным гражданином
Споры о детях
Адвокат по разделу имущества
Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Адвокат по разводу и разделу имущества
Юридическая помощь при усыновлении
Развод через ЗАГС и развод через суд
Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика
Документы на развод через суд
Алименты на ребенка
Алименты после 18 лет
ДНК тест на отцовство
Определение порядка общения с детьми

 

                                                    ТАИНСТВО БРАКА

                                        

1827016_f49f20d4d1a3265e977de053498d9dbf (500x500, 5121Kb)   Один не разберёт чем пахнут розы... Другой из горьких трав добудет мёд... Кому то мелочь дашь - навек запомнит... Кому то жизнь готов отдать, а он и не поймёт...

                

                        7012 (329x45, 1Kb)

                                                               О любви

                                                Союз Христа и Церкви

Брак – это таинство, в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

У человека есть потребность дарить свою любовь другому, потребность творить, помогать ближнему.

  • Первая и главная цель брака – это полная и нераздельная преданность общения двух супружеских лиц. Поэтому в семье невозможно счастье без единых духовно-нравственных целей жизни. Это возможно лишь в том случае, когда супруги не стремятся получить друг от друга что-либо, а стремятся отдать себя для счастья своей половины.
  • Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, есть рождение и христианское воспитание детей.
  • И третье значение брака – это предохранение человека от блуда. Человеческая природа, уязвленная грехом, требует контроля над собой. Половые отношения благословляются Церковью внутри брака, то есть человек может удовлетворять свои потребности, не нарушая заповеди Божией, сохраняя внутреннюю чистоту.

Как понимать 5-ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста?
В браке от супругов требуются усилия для компенсации мужской и женской природы. Вспомним грехопадение: жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене.

Именно в христианском браке человек может приобрести на земле внутреннее благополучие, уверенность в завтрашнем дне, мир и счастье.

Православное понимание любви и брака и их подмены

Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) – но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся».

                    Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви – любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» – говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф.18:20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,– пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни... Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин.15:13:1 Ин.3:16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф.5:25.)» .

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», – говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

                    Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода – хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак – это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром.

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям.

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт.1:28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт.3:16). Таким образом, семья – не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин.2:1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака – согласию, они ставят другой, объективный фактор – форму брака – в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы.

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек – не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» (6) «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны... Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку – с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства».

Очень важно помнить, что брак – это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной... Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них   в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности... Любовь и похоть – безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого... Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению».

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

          

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

Мф.19:10-11. Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это – как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи – преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Гал.6:2).

     Чтобы брак был правильным с нравственной точки зрения, он должен быть сколько браком по склонности или влечению, столько же браком по рассудку. Не годится брак ни по чистой склонности, ни по чистому рассудку. Это значит, что при выборе подруги жизни или, наоборот, – друга, т. е. жениха, надобно, конечно, прежде всего внимать голосу непосредственной склонности или симпатии. И она неотъемлема при вступлении в брак. Заключать брак на каком-либо другом внешнем основании, например, из-за материальной выгоды, тщеславия, общественного положения и др., а не на основании склонности или любви, или высокого чувства долга – значит осквернить брак, поступить безнравственно. Однако склонность не должна быть единственным основанием заключения брака. Необходимо тщательное испытание как своей склонности или любви, так и склонности или любви другого лица, а также своей (и другого лица) готовности и чувства долга самоотверженно нести подвиг семейной жизни (Г. Мартенсен. Христианское учение о нравственности, том 2. СПБ, 1890, стр. 451, 455).

     Испытывая склонность или любовь двух лиц, надобно наблюдать, насколько согласуются характеры их. Глубокое согласие характеров двух лиц есть условие интимности. Поверхностное согласие двух лиц легко может обмануть обе стороны, и лишь с течением лет совместной жизни обнаружится, как мало они согласуются в глубине существа своего. Потому посредством испытания необходимо убедиться в том, что равенство характеров двух лиц, склонных друг к другу, не поверхностное, а основанное на общих глубоких интересах и общем, т. е. одинаковом воззрении на жизнь. Но это существенное согласие не исключает значительного различия темпераментов и индивидуального природного расположения двух лиц. Оно не исключает того, чтобы одно лицо было серьезно и спокойно, а другое живо и весело, одно – задумчиво и медлительно в словах и действиях, а другое – быстро, если есть между ними более глубокое согласие. Даже требуется, чтобы рядом со сходством, было между сочетавшимися и некоторое различие. На нем основывается больший взаимный интерес.

     Кроме того, желающие вступить в брак должны хорошенько взвесить и сообразить, что такое то, чего они желают. Многие смотрят на брак как на изобильный источник счастья. Брак действительно доставляет счастье. Но с ним соединена и немалая доля страданий. Это должен иметь в виду желающий вступить в брак, и потому должен желать брака и как необходимого креста для своего нравственного воспитания.

     Далее, брак не нормален, если брачующиеся лица слишком расходятся по возрасту, если, например, отживающий век старик женится на молодой девице.

     Не может быть полной гармонии и единения и в том случае, если между брачующимися лицами огромная разница по воспитанию и образованию.

     Браки лиц различных вероисповеданий (смешанные браки) допускаются Церковью с канонической точки зрения, допускаются не только потому, что нельзя отрицать возможности счастья таких браков, но и потому, что Церковь смотрит на такие браки в некотором смысле как на миссию. Но нельзя не обратить внимания на некоторые нравственные затруднения смешанных браков, происходящие от неполного единения супругов в религиозном отношении.

     Наконец, непозволительны браки в близком родстве. Общее нравственное основание для воспрещения браков между близкими родственниками следующее: между родственниками уже существуют известные нравственные отношения, и эти отношения осквернялись бы и разрушались новыми отношениями, завязываемыми в браке.

     Существенное содействие желающим вступить в брак могут оказать их родители. У родителей дети должны будут испросить благословение на брак (Сир. 3:9), так как «благословение отчее утверждает дома чад» – к родителям же они должны обращаться и за советами в этом важном деле, хотя, впрочем, родители имеют право в данном случае только соизволяющее, а не избирающее; выбор должен производиться самим вступающим в брак.

     Вступление в брак по приказанию, по принуждению не является правильным с нравственной точки зрения. Брак должен заключаться по взаимному и доброму согласию брачующихся (сравн. чинопоследование обручения и венчания).

     Но что особенно необходимо для христиан, вступающих в брак, – это усердная молитва с совершенной преданностью к Отцу Небесному, чтобы Он Сам невидимо руководствовал их в этом деле, Сам благословил и освятил их обеты, ниспослал благодатную помощь на исполнение их обязанностей и дал бы им достойным быть того союза, который изображается и уподобляется в христианстве образу союза Христа и Церкви.

Христианство, вслед за иудаизмом, полагает брак богоучреждённым пожизненным союзом мужчины и женщины. Так, Иисус Христос, отвечая (Мф 19.4-6) на воросы о допустимости развода, цитирует Быт 1.27 и Быт 2.24, после чего утверждает принцип нерасторжимости брака.

                                                      Светское понимание брака

Светских исследователей, изначально создан в древних догосударственных образованиях (как обычай) и государствах (как институт, зачастую имеющий религиозную форму) для регламентации вопросов, связанных с созданием и функционированием семьи, в том числе вопросов, связанных с детьми. Именно в связи с появлением парного брака, как считается, появилась возможность фиксации отцовства, что привело к распаду матриархата. Впоследствии отсутствие такой фиксации в традиционных обществах приводило к тому, что внебрачные дети были ущемлены в правах по отношению к «законным» (рождённым в браке) детям. С этим мнением светских исследователей во многом согласуется и религиозная точка зрения у адептов ряда мировых (т. н. авраамических) религий. Повеление «плодиться и размножаться» дополнено словами «будут двое одна плоть». Аналогично мыслят и некоторые другие конфессии, например, индуисты, с чем связан крах гос. политики ограничения рождаемости в Индии.

В ряде стран брачное законодательство ещё дифференцирует права детей, рождённых в браке или вне брака. В России у внебрачных детей те же права, что и у рождённых в браке, если их признают оба родителя. Однако при отказе отца признавать внебрачного ребёнка своим отцовство зачастую приходится специально доказывать в суде. Что интересно, семейное законодательство в России формально сильно ограничивает права родителей на распоряжение детскими правами, запрещая отказ законного представителя ребенка от принадлежащих ему прав и собственности.

В значительном количестве стран для усыновления сироты требуется состоять в браке, одиноким усыновлять детей не разрешается.

Государства нашего времени часто поддерживают семью в качестве «ячейки общества». Это связано с тем, что именно семья выполняет основную работу по воспитанию детей. Несмотря на то, что в ряде стран (включая Россию) эта поддержка мала, она существует, невзирая на финансовые трудности, поскольку востребована обществом. Многодетные семьи получают дополнительную поддержку. . Брак как основание возникновения правоотношения между супругами

Брак – это союз между мужчиной и женщиной, по идее заключенный пожизненно с целью создания семьи. Понимание брака как союза означает, что заключается он на паритетных началах.

Т.е. брак – это:

Союз мужчины и женщины влекущий за собой правовые последствия;

Форма отношений между лицами разного пола;

Своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.

Государство прибегает к правовым средствам, чтобы брачный союз отвечал своему назначению. Их несколько и перечень их начинается с условий заключения брака в ст. 12 СК РФ:

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

Достижение ими брачного возраста;

Отсутствие запретов к браку, предусмотренных семейным кодексом.

Брачный возраст установлен – 18 лет.

Брачный возраст во многих государствах примерно один и тот же.

Но правилам, касающимся брачного возраста, известно исключение. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить сделать это лицам достигшим возраста шестнадцати лет. В качестве уважительной причины обычно фигурирует рождение ребенка, беременность, совместное проживание, а также любые другие обстоятельства, которые оправдывают и делают целесообразным досрочное заключение брака. Такое исключение распространяется на лиц обоего пола.

Другой способ предотвращения заведомо неполноценного брака – это установление обстоятельств, вовсе препятствующих заключению брака – ст. 14 СК РФ.

Согласно ст. 11 СК, заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Заключить брак по доверенности у нас нельзя.

Брак заключается по истечении месяца со дня подачи заявления в органы записи актов гражданского состояния о намерении стать супругами. Однако при наличии уважительных причин ЗАГС может разрешить заключение брака до истечения месяца, но они вправе и увеличить этот срок, правда, не более чем на месяц. Разрешается сократить срок до минимума – регистрация в день подачи заявления (беременность, рождение ребенка, угроза жизни). Личные права и обязанности супругов

Брак это не только союз мужчины и женщины, но и правоустанавливающий факт. С момента заключения брака оба обретают статус супругов. Каждый становится обладателем обязанностей и прав, предусмотренных нормами семейного права.

К личным относятся права и обязанности супруга, затрагивающие его личные интересы. Это желательные, одобряемые государством действия и поступки, касающиеся личной жизни мужа и жены как участников семейных отношений.

Личные права супругов:

Неотделимы от их носителей;

Неотчуждаемы по воле их обладателей;

Не могут быть предметом каких бы то ни было сделок;

Не имеют денежного эквивалента.

Согласно п.1 ст.31 СК РФ, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

Согласно п.2 ст.31 СК, вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами исходя из принципа равенства супругов.

Аналогичны по своему содержанию и обязанности супругов нематериального характера. Супруг обязан не мешать другому супругу осуществлять его право на свободу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Так в п.3 ст. 31 СК, сказано, что супруги обязаны строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботится о благосостоянии и развитии детей. Налицо правила декларативного свойства, имеющие вид нравственной заповеди. Поэтому они не имеют непосредственного правового обеспечения.

 Эдуард Амасьянц
Горячая линия адвоката:
8(499)40-999-33,
8(925)504-81-90
       

  


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru