Почетный адвокат России, лауреат Золотой медали им.Ф.Н.Плевако адвокат Амасьянц Э.А. Все виды юридической помощи в области российского и международного права. Ведение уголовных и гражданских дел любой сложности. Защита и представительство в суде.Телефон горячей линии адвоката: +7(495)504-81-90
 
Страсбургский суд по правам человека
Страсбургский суд. Услуги адвоката
Полномочия Европейского суда
Как самостоятельно подать жалобу?
Образец жалобы в Страсбургский суд
Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека
Адвокат по обращению в ЕСПЧ
Право на защиту с позиции Европейского Суда

 

       Участие адвоката и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека

          
 

 

Часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации установила дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, провозгласив, что «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федера­ции обращаться в межгосударственные органы по защите прав и сво­бод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Возможности для реализации данной конституционной нормы ста­ли реальными только с вступлением Российской Федерации в состав Совета Европы, подписанием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее ратификацией. С этого времени россияне получили доступ в Европейский Суд.

На сегодняшний день все государства — участники Совета Европы (41 страна) признали абсолютную юрисдикцию данного международ­ного контрольно-судебного механизма за соблюдением прав человека в рамках Совета Европы.

Компетенция Европейского Суда (далее — Суд) по правам человека закреплена разделами II-IV Европейской конвенции о правах человека и основных свободах (ст.19-56) и протоколами к ней (№№2 — 11).

Суд в соответствии с положениями Европейской конвенции (далее — Конвенции) обладает следующей юрисдикцией:

· принимает жалобы (петиции, заявления) от любого граждани­на, неправительственной организации или группы граждан, кото­рые считают, что стали жертвами нарушения своих прав со стороны государства — члена Совета Европы (правительства, судебных ор­ганов), изложенных в Конвенции или в протоколе к ней (ст.32, 34 Протокола №11);

·         рассматривает споры между государствами — членами Совета Ев­ропы по поводу нарушений положений Конвенции.

Под юрисдикцию Суда подпадают все вопросы, касающиеся тол­кования и применения Конвенции и протоколов к ней. При этом понятие юрисдикции не ограничивается территорией данного госу­дарства (например, в процессе высылки, экстрадиции или военных действий): в любом случае каждое государство несет ответственность за нарушение прав и свобод, гарантированных Конвенцией как в пре­делах, так и за пределами своей территории.

                 1. Перечень прав, защищенных Конвенцией, следующий:

                 2. Право на жизнь и отмена смертной казни (ст.2 Конвенции, ст. 1 Протокола № 6);

                 3. Право на физическую неприкосновенность — запрещение пыток (ст. 3 Конвенции);

                 4. Запрет рабства и принудительного труда (ст.4 Конвенции);

                 5. Право на свободу и личную неприкосновенность, в частности, запрещение лишения свободы за долги (ст.5 Конвенции, ст.1 Прото­кола № 4);

                 6. Право на справедливое разбирательство, в т.ч. право на апелляцию по уголовным делам, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не привлекаться к суду или повторному наказанию (ст. 6 Конвен­ции, ст. 2-4 Протокола №  7);

                 7. Право на наказание исключительно на основании закона — зап­рет ретроактивного (неправомерного во времени) применения уго­ловного права (ст.7 Конвенции);

                 8. Право на уважение частной и семейной жизни, жилища и кор­респонденции (ст.8 Конвенции);

                 9. Право вступать в брак, создавать семью и равноправие супругов (ст.8, 12 Конвенции, ст.5 Протокола № 7);

             10. Право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст.9 Кон­венции);

             11. Право на свободу выражения своего мнения (ст. 10 Конвенции);

             12. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 11 Кон­венции);

             13. Право беспрепятственно пользоваться своим имуществом (ст.1 Протокола №1);

             14. Право на образование (ст.2 Протокола №1);

             15. Право на свободные выборы (ст.З Протокола № 1);

             16. Право на эффективные средства правовой защиты перед нацио­нальными властями (ст. 13 Конвенции);

             17. Запрет дискриминации (ст. 14 Конвенции);

             18. Право иностранцев на политическую и иную деятельность (ст. 16 Конвенции);

             19. Право на свободу передвижения, в т.ч. запрещение высылки граждан (ст.2—4 Протокола № 4, ст.1 Протокола № 7);

             20. Гарантии на период войны или чрезвычайного положения (ст. 15 Конвенции).

Указанные позиции охватывают основные политические и граж­данские права и свободы.

Социально-экономические права не защищены данной Конвенци­ей (за исключением права на беспрепятственное пользование своим имуществом).

При необходимости защиты социально-экономических прав следу­ет обращаться к Европейской социальной хартии, вступившей в силу 26 февраля 1965 г. (с изменениями от 21 октября 1991 г., в редакции 3 мая 1996 г., г. Страсбург). На момент написания данного пособия Ев­ропейскую социальную хартию подписали 43 государства, из которых ратифицировали лишь 12. Россия подписала Европейскую социальную хартию 14 сентября 2000 г.

Механизм контроля за соблюдением Хартии не включает право на обращение в какой-либо суд. Действующая ныне система контроля пре­дусматривает лишь обзор национальных докладов и возможность подачи «потерпевшими» (разного рода неправительственными организациями) жалоб в созданный согласно Хартии «Комитет независимых экспертов» (ст.25 Хартии).

Юридическим и фактическим местопребыванием Европейского Суда является Страсбург, столица французской провинции Эльзас и место нахождения Совета Европы. Однако Европейский Суд может выпол­нять свои функции, если сочтет целесообразным, и в другом месте на территории любой страны — члена Совета Европы.

Европейский Суд по правам человека работает на постоянной ос­нове. Каждое государство, ратифицировавшее Европейскую конвен­цию по правам человека, представлено в Суде одним судьей. Судьи избираются на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы из трех кандидатов, представленных каждой страной, большинством по­данных голосов. Срок пребывания в должности — 6 лет с правом последующего переизбрания. Вместе с тем срок полномочий половины членов Суда первого состава истек через 3 года. Они определены по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину.

Действия срока полномочий избранного судьи исчисляется с даты его избрания. Однако когда судья переизбирается по истечении срока полномочий или избирается для замещения судьи, срок полномочий которого истек или близок к этому, действие срока полномочий ис­числяется с даты истечения данных полномочий (п.1 Правила 2 Рег­ламента Европейского Суда по правам человека — далее Регламент).

На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не име­ют права осуществлять какую-либо иную деятельность, в том числе политическую, административную или профессиональную, несовмес­тимую с их независимостью, беспристрастностью.

Член Европейского Суда может быть отстранен от должности по решению остальных судей большинством в 2/3 голосов. По достиже­нии 70 лет судьи автоматически уходят в отставку.

Структурно работа Европейского Суда строится в Комитетах, Па­латах, Секциях и Большой палате.

Для рассмотрения переданных дел Суд избирает:

Комитеты, которые формируются Палатами на, 12 месяцев, и со­стоят из 3 членов. Палаты своим решением определяют тех судей, которые будут заседать в каждом конкретном Комитете, а также за­пасных судей, на случай невозможности исполнения обязанностей кем-либо из указанных трех судей. Количество создаваемых Комитетов оп­ределяется Председателем Суда после проведения консультаций' с председателями секций Палат. Обязанности председательствующего в Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшин­ство в соответствующей секции Палаты. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Конвенции и признания ее ? приемлемой или неприемлемой;

Палаты формируются Судом и состоят из 7 членов. В состав Пала­ты так же, как и в состав Комитета, назначаются запасные судьи. Судьям не запрещается участвовать в работе нескольких Палат;

Секции — Палаты, образованные на пленарном заседании Суда на определенный срок;

Большая палата состоит из 17 основных и 3 запасных членов. В нее входят Председатель Суда и его заместители, Председатели палат и другие (выбранные) члены Суда. Большая палата образуется на три года и призвана принимать решения по жалобам граждан и межгосу­дарственным спорам, а также рассматривать запросы Комитета Мини­стров на предмет консультативных заключений. Решения и постанов­ления Большой палаты выносятся большинством голосов от числа судей, участвующих в судебном заседании. В соответствии с Регламен­том Суда судьи не вправе воздерживаться от итогового голосования по существу дела. По общему правилу голосование осуществляется подь нятием руки. Однако Председатель может также произвести поимен­ное голосование в порядке, обратном старшинству.

Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседа­ниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию 1/3 членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет 2/3 числа избранных судей.

Член Суда, избираемый от государства, являющегося стороной в деле, автоматически становится членом палаты и Большой палаты.

Если несколько государств-заявителей или ответчиков имеют об­щий интерес в деле, Председатель Суда может предложить им догово­риться о назначении одного общего избранного судьи. Если государ­ства не могут договориться, Председатель по жребию определяет судью, которому будет поручено участвовать в заседании, из числа лиц, пред­ложенных этими государствами в качестве судей.

Члены Суда не могут председательствовать при разбирательстве дела, если стороной в нем является государство-участник Конвенции, граж­данином которого они являются или от которого они избраны судьями.

Первоначально жалобы (петиции, заявления) отдельных лиц по­ступают и рассматриваются Комитетом судей, который может при­нять решение об объявлении жалобы неприемлемой либо об исключе­нии ее из списка дел, подлежащих дальнейшему рассмотрению. Если Комитет считает жалобу подлежащей рассмотрению в Суде, дело пе­редается в Палату.

Большая палата, как правило, рассматривает лишь жалобы исклю­чительной важности (дела с серьезными юридическими последствия­ми); остальные дела рассматриваются палатами.

На любой стадии разбирательства Суд может принять решение об исключении заявления из списка дел, подлежащих рассмотрению, если придет к выводу, что:

· заявитель не намерен добиваться рассмотрения своего заявления;

· вопрос был урегулирован;

· существует иная причина, установленная Судом.

Однако если этого требует уважение прав человека согласно Кон­венции, Суд продолжает рассмотрение. Он может принять решение и о восстановлении заявления в списке.

Процедуру рассмотрения дела, включая исследование доказательств, представленных сторонами, Суд устанавливает самостоятельно. Судеб­ные слушания проходят по сложившимся в мире стандартным процес­суальным традициям. Слушания, если Суд при наличии исключитель­ных обстоятельств не примет решения об обратном, являются открытыми. Решение о закрытом судебном разбирательстве Палата при­нимает по своей инициативе либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица. Однако любое требование о соблюде­нии конфиденциальности должно быть мотивированным и указывать, следует ли полностью или частично закрыть доступ к слушанию и документам. Также открытым является и доступ к документам, пере­данным на хранение в Секретариат, если Председатель Суда не при­мет иного решения (ст.40 Протокола №11). При соответствующем ар­гументированном ходатайстве заседание Суда может происходить в закрытом порядке, при строгой конфиденциальности слушаний. Зая­витель также вправе ходатайствовать, чтобы его имя публично не упоминалось.

Как правило, Суд принимает все меры для обеспечения досудебно­го урегулирования конфликта. В случае досудебного урегулирования Суд исключает дело из своего списка.

В отношении любого дела, находящегося в производстве, государ­ство-ответчик вправе представить письменные замечания и принять участие в слушаний.

Председатель Суда может пригласить любое государство или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить пись­менные замечания или принять участие в слушаниях.

В течение трех месяцев после того, как Палата вынесет решение, любая из сторон в исключительных случаях может подать прошение о том, чтобы дело было направлено на вторичное рассмотрение Боль­шой палаты.

Окончательным является решение Большой палаты, а также лю­бой из Палат, но в последнем случае — лишь после того, как стороны сделают заявление о том, что они не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату, или через три месяца после вынесения решения, если за это время обращения о направлении дела в Большую палату не последовало, или после того, как прошение о направлении дела в Большую палату будет отклонено.

Все решения Суда по существу дела (а также об отказе в приеме заявления) должны быть мотивированными.

При вынесении решения по существу дела любой из судей вправе представить отдельное мнение (ст. 19—45 Европейской конвенции).

Подача жалобы в Суд не лишает заявителя права обратиться одно­временно за защитой своих прав в иные органы, в том числе к Упол­номоченному по правам человека, прокуратуру либо в национальные судебные органы.

Приступая к подготовке материалов для обращения в Европейский Суд по правам человека, следует подробно ознакомиться с Регламен­том Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Прави­ла процедуры суда» (см.: приложение), а также помнить о ряде непре­менных требований.

Суд рассматривает исключительно жалобы:

· направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы;

· против государства, которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством;

· только против действий или решений государственных органов власти (жалобы против частных лиц или негосударственных учрежде­ний не принимаются). Ответчиком в Суде может выступать исключи­тельно соответствующее государство, но не частные или неправитель­ственные организации. Это, правда, не значит, что спор должен возникнуть именно между заявителем и государством. Необходимо лишь, чтобы решение (приговор) Суда по делу нарушал ту или иную статью Конвенции с учетом практики Суда. Национальный суд представляет в данном случае само государство);

· связанные с нарушением лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней;

· лишь при условии, что все внутригосударственные правовые сред­ства защиты заявителя исчерпаны. Последним средством решить про­блему заявителя считается решение кассационной инстанции российс­кого суда. Этот подход основан на том, что к гражданину можно предъявить лишь такие требования, соблюдение которых зависит от него самого, а не от воли иных лиц, как это имеет место при обжало­вании состоявшихся решений в порядке надзора;

· лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (в течение шести месяцев со дня полу­чения соответствующего определения Суда кассационной инстанции).

Кроме этого, Суд не рассматривает анонимные жалобы, а также заявления, которые стали предметом другой процедуры международ­ного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации.

Необходимо также иметь в виду, что некоторые страны — члены Совета Европы не ратифицировали отдельные Протоколы к Конвен­ции или ратифицировали с определенными оговорками и, следова­тельно, ссылаться в жалобах на нарушение прав, закрепленных в та­ких не ратифицированных Протоколах или исключенных из ратифицированного документа путем оговорки, недопустимо.

Основанием для обращения в Суд (при наличии других условий) является и отказ Конституционного Суда РФ (включая отказ в при­еме заявления)

Механизм подачи жалобы в Суд подробно описан в Правилах про­цедуры Европейского Суда по правам человека, вступивших в силу 4 ноября 1998 г. В общем плане здесь нет никаких серьезных отличий от процедурных моментов, которые присущи национальным судебным системам, в том числе Российской Федерации. Жалобы должны пода­ваться в письменной форме и за подписью заявителя или его предста­вителя, либо лица, в чью компетенцию входит представление интересов соответствующей группы лиц (неправительственной организации). Если заявление подписывает представитель заявителя, следует прило­жить документ о характере его полномочий (доверенность), соответ­ствующим образом заверенную.

Первое заявление подается в произвольной форме на родном языке заявителя. Однако может использоваться и один из официальных языков Суда — французский или английский.

Заявление (жалоба, петиция) направляются в Совет Европы на имя Генерального секретаря непосредственно заявителем или его пред­ставителем по адресу: Conseil de L'Europe 67075 Strasbourg Cedex France Fax: 3-33-88-41-27-30.

Государственные организации, включая Уполномоченного по пра­вам человека не могут быть посредниками для пересылки жалобы.

В заявлении в хронологической последовательности следует изло­жить имеющие отношение к делу факты: краткое изложение существа спора; указание на нарушенные нормы права как национальные, так и международные; перечисление инстанций, в которые обращался за­явитель с указанием краткого содержания обращений и ответов. К заявлению прилагаются копии обжалуемых решений (целесообразность направления копий документов, а не подлинников обусловлена тем, что полученные документы Суд не возвращает).

В заявлении должно найти отражение, обращался ли заявитель в какие-либо международные организации и если обращался, то необ­ходимо указать наименование международной организации, дату и содержание обращения, а также дату и содержание ответа, каких ре­зультатов заявитель ожидает от рассмотрения жалобы в Суде.

Если заявление направляется представителем, то к нему необходи­мо прилагать доверенность от заявителя на право представлять интере­сы в Суде.

При невыполнении указанных выше требований, хотя бы частич­но, заявление не регистрируется и не рассматривается.

Поскольку любая форма давления либо препятствие обращению в Европейский Суд по правам человека рассматривается последним как грубейшее нарушение норм Конвенции и может привести к приоста­новке членства государства в Совете Европы, в обращении следует отмечать подобные факты, если они имели место.

Поступившая в Суд жалоба регистрируется в секретариате, заявите­лю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр заявления (образец см.: Приложение №1 в конце данной темы). Сообщения или уведомления, направленные пред­ставителям или адвокатам сторон, считаются направленными сторонам.

Если Суд сочтет, что для какого-либо сообщения, уведомления или вызова в Суд, которое предназначено другим лицам, помимо представителей или адвокатов сторон, необходимо содействие со сто­роны правительства того государства, на территории которого должно быть передано такое сообщение, уведомление или вызов в Суд, либо если Суд решит провести расследование на месте с целью установле­ния фактов или собирания доказательств, то Председатель Суда обра­щается непосредственно к этому правительству.

На первоначальное обращение заявитель может получить ответ от Секретаря, содержащий «мнение» о том, что, скорее всего, суд от­клонит жалобу. Такой ответ не- лишает заявителя права потребовать передачи дела в Суд и реальных шансов на удовлетворение жалобы.

Заполняя формуляр жалобы, заявитель или его представитель во многом будут повторять содержание первичного обращения. Однако это соответствует механизму обращения в Суд. Факты следует опи­сывать ясно, сжато, в хронологическом порядке, с точным указа­нием дат. При этом сообщаются детали каждого рассмотрения в отдельности.

Если заявление подает несколько человек, нужно указать требуе­мую информацию по каждому заявителю.

В жалобе должны быть указаны следующие данные:

· фамилия, имя и отчество заявителя, его дата рождения, граж­данство, пол, род занятий и адрес места жительства или места пре­бывания. Податель жалобы в Суд не обязательно должен быть граж­данином государства-ответчика. Согласно ст.1 Конвенции государство обязано обеспечить права и свободы всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, независимо от гражданства, национальности и иных факторов;

· фамилия, имя и отчество представителя заявителя, если таковой имеется, его род занятий и адрес места жительства или места пребы­вания;

· государство (или государства) — участник Конвенции, на дей­ствия которого подана жалоба;

· краткое изложение фактов, на которых основывается жалоба;

· краткое изложение предполагаемого нарушения Конвенции и со­ответствующих доказательств;

· краткое подтверждение того, что соблюдены условия приемлемо­сти жалобы (исчерпание национальных средств правовой защиты и «правило шести месяцев»);

· цель жалобы, каких результатов ожидает заявитель и общее ука­зание на наличие требований о выплате справедливой компенсации, которые, заявитель вправе предъявить в соответствии со ст.41 Кон­венции;

· копии любых относящихся к делу документов (судебных реше­ний, документов из правоохранительных органов и др.), которыми подтверждались бы факты, на которые заявитель ссылается в жалобе либо связанные с основаниями жалобы.

Заявитель должен указать, подавал ли он жалобу в какой-либо иной орган международного разбирательства или урегулирования. Невыполне­ние вышеперечисленных требований может повлечь за собой отказ в реги­страции жалобы и рассмотрении ее Судом.

Соответствие заявления положениям Конвенции (п. 15 заявления) необходимо объяснить как можно точнее. Требуется также указать, почему заявитель считает факты, изложенные в разделе II, нарушени­ями положений Конвенции, почему на заявителя не распространяют­ся ограничения, установленные некоторыми статьями Конвенции.

В IV разделе заявления необходимо изложить суть и подробности просьбы, с которыми заявитель обращался в национальные инстанции, в той последовательности, в которой они имели место, а также указать, существуют ли другие инстанции, которые могли бы рассмотреть заявле­ние и объяснить, почему заявитель не обратился в эти инстанции.

В VI разделе дается полная информация о том, поданы ли заявле­ния в другие международные органы; их точные названия; дата пода­чи; особенности рассмотрения заявления и характер решения с прило­жением его копии.

Выше приведены правила подачи жалобы частными лицами. Не­сколько отличается порядок оформления подачи межгосударствен­ной жалобы. Любое государство (или группа государств), которое намерено возбудить дело согласно ст. 33 Европейской конвенции (меж­государственные дела), должно направить в адрес Суда жалобу, со­держащую следующие элементы:

·         наименование государства — участника Конвенции, на действия которого подана жалоба;

·         изложение фактов, относящихся к существу жалобы;

·         изложение предполагаемого нарушения Конвенции и соответству­ющих доказательств;

·         подтверждение того, что соблюдены условия «приемлемости», согласно ст.35 Конвенции;

·         цель жалобы и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации предполагаемой потерпевшей стороне, со­гласно ст.41 Конвенции;

·         указание адреса лиц, назначенных в качестве представителей;

·         копии любых относящихся к делу документов (в частности, су­дебных решений), связанных с целью жалобы.

При этом согласно ст. 33 Конвенции, заявитель не обязан объяснять какую-либо связь с жертвой нарушения или свое отношение к ней.

Датой поступления заявления, как правило, считается дата перво­го обращения заявителя, если при этом сформулирован предмет заявления и соблюдены иные требования, приведенные выше. Тем не ме­нее Суд может принять решение считать датой подачи иную дату.

В дальнейшем заявитель обязан информировать Суд обо всех изме­нениях в любых данных, указанных в заявлении.

Суд может принять решение об отказе в приеме заявлений, если сочтет их несовместимыми с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованными или представляющими собой злоупот­ребление правом подачи заявления.

Указанные заявления Суд может отклонить на любой стадии раз­бирательства (ст.28, 35 Конвенции).

Пошлина при обращении в Суд не уплачивается.

Если заявитель материально не способен обеспечить представление своих интересов в Суде, он вправе обратиться в Совет Европы (если речь идет о первичном заявлении) или в Палату Суда с просьбой об оказании финансовой помощи. Ее оказывают обычно для участия в заседаниях заявителя и его адвоката и если сам заявитель не в состоя­нии оплатить предполагаемые расходы.

Председатель Палаты по просьбе заявителя (или по своей инициа­тиве) может предоставить ему бесплатную юридическую помощь, свя­занную с ведением дела. Вместе с тем она предоставляется только в тех случаях, когда Председатель Палаты убежден, что это необходимо для надлежащего ведения дела или когда у заявителя не имеется дос­таточного количества средств для полной или частичной оплаты рас­ходов. В качестве основания для предоставления бесплатной юридичес­кой помощи Председатель Палаты использует финансовую декларацию, заполненную заявителем, в которой отражаются сведения о доходах и об общей сумме имеющихся накоплений. После вынесения решения о предоставлении юридической помощи Секретарь Палаты устанавлива­ет размер подлежащего выплате вознаграждения представителям зая­вителя в соответствии с действующими ставками, а также общую величину оплачиваемых расходов (включая проезд и проживание). На практике Совет Европы оплачивает лишь услуги профессиональных адвокатов, а также транспортные расходы и суточные.

Для рассмотрения вопроса о приемлемости назначается судья-док­ладчик, который обязан изучить все обстоятельства жадобы и сделать заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом. Заключение передается в Комитет, который имеет право в соответствии со ст. 28 Европейской конвенции объявить жалобу неприемлемой. Его решение является окончательным. Если же Комитет не выносит отрицательного решения по вопросу о «приемлемости» жалобы, она направляется для изучения в соответствующую Палату Суда. Палата вправе принять окон­чательное решение о приемлемости жалобы или сразу объявить ее неприемлемой. Любое возражение против приемлемости жалобы должно быть мотивировано в письменной или устной форме и при этом должно быть указано, принято ли такое решение единогласно или большинством голосов. На практике решение Палаты сообщается зая­вителю ее Секретарем, а также доводится до сведения заинтересован­ного государства. Решения выносятся на английском или французском языке, кроме случаев, когда Суд сочтет необходимым вынести реше­ние на обоих официальных языках Совета Европы.

После того как Палата вынесла решение принять к производству жалобу, начинается судебное разбирательство дела. Председатель Пала­ты имеет право назначить как письменное производство, так и устное разбирательство. Секретарь Палаты может по ее поручению вступить в контакт с конфликтующими сторонами с целью обеспечения друже­ственного урегулирования дела в соответствии с п. 1 (Ь) ст. 38 Кон­венции. В этих целях предпринимаются любые шаги, представляющи­еся уместными для содействия такому урегулированию.

Руководит заседаниями Председатель Палаты, он же определяет порядок, в котором заслушиваются представители, адвокаты или со­ветники сторон. Палата вправе вызвать на слушание необходимых сви­детелей, экспертов и иных лиц, могущих повлиять на вынесение спра­ведливого решения. Неявка на слушание без уважительной причины не является основанием для его отмены. Суд может оплатить расходы по визиту в Страсбург третьих лиц, вызываемых на слушания, из своего бюджета.

Свидетели, эксперты или иные лица могут выступать в Суде на своем родном языке, если они в недостаточной степени владеют одним из двух официальных языков. В этом случае Секретарь прини­мает необходимые меры для обеспечения устного или письменного перевода.

Представительство государств — участников Конвенции осуществ­ляется уполномоченными лицами, которым могут помогать адвокаты и советники.

Представительство заявителей осуществляется лицом, допущенным к адвокатской практике в любом из государств-участников Конвен­ции и постоянно проживающим на территории одного из них, или любым иным лицом, утвержденным Председателем Палаты. Законода­тельная регламентация осуществления представительства российскими адвокатами в международных судебных органах содержится в ст.2 п. 2 п.п. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокату­ре в Российской Федерации».

В случаях обязательного представительства Председатель Палаты мо­жет разрешить заявителю самому представлять свое дело, при усло­вии, что в случае необходимости заявитель воспользуется помощью адвоката или другого утвержденного представителя.

В исключительных случаях и на любой стадии производства Пред­седатель Палаты может по своему усмотрению распорядиться о том, что соответствующее лицо не может более представлять заявителя или помогать ему, а заявителя обязать найти другого представителя.

Адвокат или другой утвержденный представитель, или сам заяви­тель, желающий получить разрешение самостоятельно представлять свое дело, должен в достаточной степени владеть одним из официаль­ных языков Суда. Однако Председатель Палаты может дать разреше­ние на использование языка, не являющегося официальным.

Заслушав все стороны и опросив свидетелей и экспертов, Палата принимает постановление, которое становится официальным докумен­том Суда и имеет четко оформленный вид. В нем должны быть указаны:

·         Председатель и другие судьи, входящие в состав соответствующей Палаты, а также Секретарь или заместитель Секретаря Палаты;

·         время вынесения и объявления постановления;

·         все данные о сторонах в деле;

·         представители, адвокаты или советники сторон;

·         факты по делу;

·         доводы сторон;

·         правовая аргументация и мотивировка;

·         резолютивные положения;

·         решение относительно покрытия судебных издержек;

·         число судей, составивших большинство (если решение не было принято единогласно).

Каждый судья, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе в качестве приложения к постановлению изложить свое особое мне­ние, выводы которого расходятся с постановлением, или только ука­зать на его наличие.

Постановление подписывается Председателем и Секретарем Па­латы и направляется сторонам в деле, Генеральному секретарю Со­вета Европы, третьим сторонам и другим заинтересованным лицам. Копия передается в Комитет Министров Совета Европы для конт­роля за исполнением решения.

Государства-участники Совета Европы обязуются выполнять реше­ние Суда по существу любого дела, сторонами которого они являются.

Окончательное решение направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (ст. 46 Ев­ропейской конвенции).

За пятидесятилетнюю историю деятельности Совета Европы случа­ев отказа от исполнения решений Суда не было. Теоретически такие прецеденты возможны, но они влекут приостановление членства го­сударства в Совете Европы и соответственно в Суде. Выход страны из системы защиты прав человека возможен лишь при коренном изменении политического режима в государстве и при отказе от принципов построения демократического общества.

В случае неисполнения решения суда (при наличии исполнительно­го листа) заявитель в принципе также вправе направить обращение в Страсбург, сославшись на нарушение ч.1 ст.6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Такие прецеденты в Суде есть (по заявлению Бондарчука против Украины в 1999 г. Суд возбудил дело по факту невыплаты заявителю-бюджетнику зарплаты за шесть месяцев по исполнительному листу).

Отметим, русский язык может быть использован в процессе рас­смотрения дела по существу (с разрешения Суда).

Приложение №1

Европейский Суд по правам человека (Страсбург, Франция)

Заявление

I. Стороны

A. Заявитель

(указываются следующие данные о заявителе или его представителе)

1. Фамилия ______________

2. Имя, отчество__________

3. Гражданство __________

4. Род занятий __________

5. Дата и место рождения______________

6. Постоянный адрес___________

7. Номер телефона___________________

8. Адрес места, где проживает в данный момент________

9. Фамилия, имя, отчество представителя (адвоката)_____

10. Род занятий представителя___________

11. Адрес представителя____________

12. Номер телефона представителя_________

B. Высокая Договаривающаяся Сторона

(указывается название страны, против которой подано заявление)

13. _____________

II. Описание фактов

14. __________________

III. Описание предполагаемых нарушений положений Конвенции и

приведение соответствующих аргументов

15. ____________

IV. Выполнение положений Конвенции

16. Окончательное решение национальных органов (дата решения суда или дру­гой инстанции, характер решения).

17. Другие решения (список в хронологическом порядке, даты принятия этих решений, суды или другие инстанции, характер всех упомянутых решений).

18. Другие инстанции, в которые мог бы обратиться заявитель, но не сделал этого, или иные меры, которые он не использовал. Следует объяснить, почему заявитель не обратился в эти инстанции или не использовал иные меры.

V. Предмет заявления

19_____________________

VI. Подача заявлений в другие международные инстанции

20. Следует указать, подавалось ли заявление в какие-либо иные органы между­народного расследования и урегулирования. Если да, то указать все подробности.

VII. Список документов

21. а)______________

b) _______________

с) ________________

VIII. Язык, на котором заявитель предпочитает вести переписку

22.      Английский или французский.

IX. Декларация и подпись

23. Настоящим подтверждается, что, исходя из знаний и убеждений, вся инфор­мация, которую заявитель привел в заявлении, точная, и он обязуется уважать конфиденциальность механизма рассмотрения заявлений в Суде.

24. Настоящим подтверждается, что заявитель не имеет возражений против того, чтобы его имя было объявлено публично. Если заявитель имеет подобные возраже­ния, необходимо сообщить об этом, четко и недвусмысленно сформулировав свои возражения.

Страна и город

Дата

Подпись заявителя или его представителя

В текущем году приняла реальные очертания перспектива значи­тельного расширения участия адвокатов в деятельности международ­ных уголовных трибуналов.

Первые попытки создания международных уголовных судов восходят к 20-м годам прошлого столетия. Именно тогда в Лиге Наций активно обсуж­дался вопрос о создании своеобразного судебного интернационала с целью привлечения к ответственности виновников первой мировой войны. Однако в результате длительных дебатов идея так и не была реализована.

После Второй мировой войны судьбу части фашистских преступ­ников, в назидание потомкам, определил Нюрнбергский трибунал. Срок деятельности его был недолог. В очередной раз идея учреждения международного трибунала была воплощена спустя сорок с лишним лет. Вначале был учрежден Международный трибунал по расследованию военных преступлений в бывшей Югославии, затем трибунал по расследованию геноцида в Руанде.

За последние 50 лет в мире в результате 250 вооруженных конф­ликтов погибли 86 миллионов человек. В основном мирных жителей. За это же время более 170 миллионов человек были брошены в тюрьмы диктаторскими режимами, лишены собственности, элементарных прав на защиту. Вероятно эти факты явились одной из слагаемых, позво­ливших вновь возвратиться к идее создания постоянно действующего международного суда. В 1998 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН в Риме прошла Дипломатическая конференция, где под стату­том будущего Международного уголовного суда (МУС) поставили подписи делегации 120 стран из 162 присутствующих на конференции. На конференции было определено, что Римский статут вступит в силу после ратификации половиной подписавших его государств. За истекший период времени свои подписи под статутом поставили уже более 140 государств, а в апреле 2002 г. количество государств, рати­фицировавших его, достигло требуемого количества. Статут Междуна­родного уголовного суда вступил в силу с 1 июля 2002 г. Он будет действовать с 1 января 2003 г. в составе 18 судей, по одному от госу­дарства, с девятилетним сроком полномочий. Местом пребывания суда определена Гаага.

Под юрисдикцию МУСа подпадают четыре группы преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. В тексте Римского статута (ст.5) они определены как: преступления геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступле­ния агрессии. Каждая группа названных преступлений включает значи­тельное количество видов, которые перечислены в ст.6—9 Статута.

Уже на стадии подписания Статута было разработано Пособие для ратификации и имплементации Римского статута, в котором определены требования к подготовке и организации адвокатской защиты. В частности, отмечено, что становление приоритета права строится на справедливости судебного разбирательства для всех об­виняемых. Поэтому необходимо обеспечить возможность сильной и независимой защиты. Также указано, что необходимость в непре­рывном обучении и подготовке потенциальных защитников невоз­можно переоценить.

Российская Федерация подписала Римский статут 8 сентября 2000 г. Однако на момент написания данного пособия данных о сроках его ратификации Россией не имелось. Не принят был также и документ, регламентирующий процессуальные особенности участия адвокатов в заседаниях МУСа. Поэтому авторы посчитали целесообразным ограни­читься приведением текстов Статута и Пособия для ратификации и имплементации Римского статута без их детального комментария.

Консультационная работа адвоката

Статьей 2 п.2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее Закон об адвокатуре) предусмотрен пере­чень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами физичес­ким и юридическим лицам.

Значительной частью работы адвокатов является дача консультаций и справок (разъяснений) по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, в том числе и при непосредственном обращении клиента в адвокатское образование (адвокатский кабинет, кол­легию адвокатов, адвокатское бюро или юридическую консультацию).

Порядок организации приема посетителей определяется в каж­дом адвокатском образовании с учетом его организационно-право­вого статуса:

·         адвокатом — в адвокатском кабинете;

·         председателем (заведующим) — в коллегии адвокатов;

·         управляющим партнером — в адвокатском бюро;

·         исполнительный орган (например, заведующий) — в юридичес­кой консультации.

Поскольку практика деятельности новых адвокатских формирований еще не сложилась, а ее формирование вероятнее всего будет основываться на опыте работы юридических консультаций, действовавших до вступле­ния в силу Закона об адвокатуре, мы будем рассматривать организацию консультативной работы адвоката на момент написания данного пособия.

Обычно в юридической консультации имеется секретариат (секре­тарь) или приемная, где обратившийся за юридической помощью сообщает о цели своего обращения, после чего его направляют либо к заведующему, либо к адвокату.

Согласно ст.25 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность осуще­ствляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Учитывая специфику деятельности адвокатов (необходимость значительное вре­мя находиться вне стен офиса — в судебных заседаниях, в следственных изоляторах и др.), адвокатами назначаются конкретные приемные часы для посетителей, а при наличии определенных условий — назначаются де­журные адвокаты.

Учитывая имеющуюся у многих адвокатов специализацию, посе­титель может направляться из приемной к конкретному адвокату не­посредственно.

Для осуществления текущей работы в юридических консультациях имеется справочная и специальная литература по законодательству и судебной практике, приобретаются справочные компьютерные систе­мы «Консультант», «Гарант», «Юсис» и другие. Наличие и умение рабо­тать с такими справочными системами помогает быстро и качественно оказать юридическую помощь клиенту адвокатского формирования.

Консультационная работа адвоката состоит в:

·         даче устных консультаций (советов) и справок по законодатель­ству, в т.ч. и после изучения представленных посетителем документов;

·         даче устных консультаций (советов) с последующим составлени­ем проектов документов (заявлений, жалоб, ходатайств, учредитель­ных документов, иных деловых бумаг и т.п.);

·         составлении (в соответствии с п.п.1 п. 3 ст.6 Закона об адвокату­ре) запросов о выдаче справок, характеристик, иных документов;

·         даче письменных справок по законодательству.

Как правило, оказание консультационной юридической помощи осуществляется на платной основе. Для этого президиумы коллегий адвокатов, на основании Инструкции о порядке оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреж­дениям, организациям и кооперативам (утв. Минюстом СССР 10 ап­реля 1991 г.), разрабатывали соответствующие рекомендации о поряд­ке оплаты, которые рассылались во все юридические консультации. Консультационные услуги адвокат должен оказывать на основании договора возмездного оказания услуг. Это вытекает из требований п.2 ст. 25 Закона об адвокатуре.

Действовавшая ранее ст.22 Положения об адвокатуре РСФСР предус­матривала случаи оказания гражданам юридической помощи бесплатно. В части консультационной деятельности адвокатов это касалось дачи кон­сультаций и составления заявлений гражданам о назначении пенсий и по­собий; консультировании депутатов различного уровня выборных органов по вопросам законодательства, связанным с осуществлением депутатских полномочий; при консультировании по законодательству членов народ­ных дружин и товарищеских судов в связи с их общественной деятельно­стью; а также в иных случаях, установленных законодательством. Новое законодательство об адвокатуре (ст.7 Закона об адвокатуре) говорит об обязанности адвоката оказания бесплатной юридической помощи только гражданам Российской Федерации и только в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации. Статья 26 Закона об адвокатуре называет случаи оказания бесплатной, в том числе и консультационной, помощи гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже величины про­житочного минимума, установленного законом соответствующего субъек­та Российской Федерации:

·         истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кор­мильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

·         ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не свя­занным с предпринимательской деятельностью;

·         гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

·         гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политичес­ких репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Рос­сийской Федерации юридической помощи бесплатно, а также поря­док предоставления указанных документов, должен определяться за­конами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законодатель определил (п. 3 ст.26 Закона об адвокатуре), что юри­дическая помощь оказывается бесплатно во всех случаях несовершен­нолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Решения, связанные с порядком оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, все адвокатские палаты обязаны принять в 20-дневный срок со дня регистрации (ст.44 Закона об адвокатуре).

В адвокатском формировании ведется учет посетителей, обратив­шихся за оказанием консультационной юридической помощи, с отра­жением вида оказанной помощи. Само же существо вопроса указы­ваться не должно, поскольку это будет нарушать требование об адвокатской тайне.

Данные о юридической помощи, в том числе и о консультацион­ной, находят отражение в статистической отчетности адвокатских фор­мирований по итогам за год.

За качеством оказания консультационной юридической помощи установлен не непосредственный, а лишь последующий контроль. Это обусловливается самостоятельностью и независимостью адвоката в об­щении с клиентом и условиями соблюдения адвокатской тайны.

Последующий контроль осуществляется Квалификационными ко­миссиями адвокатских палат, рассматривающими жалобы на действия (бездействия) адвокатов (п.1 ст. 33 Закона об адвокатуре).

Значительная конкуренция на рынке правовых услуг вызвала но­вые формы консультационной юридической помощи. Развивается та­кая форма оказания юридической помощи как консультирование по телефону (как бесплатная, так и платная услуга). В качестве бесплат­ных услуг применяется рассмотрение писем граждан.


1

8 (499) 40-999-33











© 2014 Амасьянц Эдуард Акопович 8(499)40-999-33, 8(925)504-81-90, Email: eduard@amasyants.ru